Гештальт-терапия
Гештальт является одним из гуманистическо - экзистенциональных видов психотерапии. Своими корнями гештальт-терапия уходит в психоанализ, экзистенциализм и феноменологию, гуманистическую психологию и восточные духовные практики.
Гештальт-терапия позволяет развить осознанность, ответственность и восстановить способность к переживанию своих эмоций и чувств. Она развивает целостный образ человека в пяти сферах его жизни: физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной.
«Gestalt», в переводе с немецкого, означает «образ», «фигура», «конфигурация», «сущность», «завершенность», целостность. Другими словами – то, что «из ничего» стало «чем-то».
В гештальт-подходе психотерапевтическая сессия ориентирована не столько на проговаривание, сколько на чувствование и проживание ситуации, поэтому ее называют «терапией действия» и «терапией контакта». Внимание пациента постоянно фокусируется на осознании процессов протекающих «здесь и сейчас», в каждый момент настоящего времени. Осознанное проигрывание минувших ситуаций «здесь и теперь» дает возможность увидеть привычное в ином ракурсе и по-новому взглянуть на них.
Одной из гипотез гештальт-терапии является идея целостности.
Гештальт - физическая, биологическая, психологическая, символическая конфигурация или образец элементов, объединенных в целом таким образом, что его свойства не могут быть получены простым суммированием составляющих его частей.
Мы воспринимаем каждое слово не как сумму букв, а как отдельную целостную единицу. Например, слово «гештальт» сразу воспринимается в виде целостной структуры, а не как сумма букв г+е+ш+т+а+л+ь+т. Точно также, каждую отдельную букву мы воспринимаем не как совокупность составляющих букву элементов - горизонтальных и вертикальных точек и черточек, а как целостный объект сразу.
Именно поэтому целое не равно сумме составляющих его частей, целое больше чем сумма частей, которые его составляют и оно (целое) задает контекст, в котором отдельные части приобретают определенный смысл.
Восприятие человека функционирует по принципу взаимодействия фигуры и фона. Каждый гештальт воспринимается как ясно выделяющаяся фигура на размытом недифференцированном фоне.
Например, когда Вы читаете статью в газете, Ваше внимание приковано к тексту, а точнее, в каждую фиксированную единицу времени – к определенной букве (слову), которые в этот момент выступают в качестве фигуры. Но стоит Вам обратить внимание на фон, на котором напечатан текст - и взаимоотношения мгновенно изменятся. Текст станет размытым и недифференцированнм, превратится в фон, а фон станет фигурой. Причем и фон, и фигуру одновременно воспринимать Вы не можете, Вы в любом случае «переключаете» свое внимание с одного на другое, причем делать это Вы способны с различной скоростью.
В идеале человек чувствует, думает, воспринимает и действует одновременно. Он является целостной системой, а не суммой ощущений, мыслей и действий. Человек всегда больше, чем сумма составляющих его частей. Поэтому не имеет особого смысла рассматривать тело человека в отрыве от его психики, а психику – отдельно от тела; восприятие в отрыве от поведения, а поведение в отрыве от мыслей человека, мысли в отрыве от чувств, и т.д.
Нарушения могут возникнуть в том случае, если эти процессы происходят не синхронно, не гармонично - чего-то может быть слишком много, а чего-то, возможно, не хватает. При этом задачей терапии становится понять, какое именно нарушение имеет место, и как оно отражается на жизни клиента. После того как клиент осознает существующий дисбаланс, у него появится возможность изменить ситуацию и решить свою проблему.
Подавленные чувства, несказанные слова, невыясненные отношения продолжают жить в человеке спустя годы. За многими жалобами можно обнаружить незавершенные ситуации. На их завершении как раз и фокусирует внимание гештальт-терапия.
Отличительная черта гештальта от других методов психотерапии - отсутствие целенаправленного поиска каких-либо объяснений или причин существующих проблем или трудностей. Главным является то, что актуально для пациента в настоящий момент. Это могут быть как воспоминания, так и планы на будущее. Проговаривая и проживая свои волнения «здесь и сейчас» и осознавая свое отношение к прошлым, нерешенным или незаконченным событиям, или беспокойству о перспективах в будущем, у клиента появляется возможность исследовать связанные с ними чувства. Выражая и проговаривая эти чувства, например такие, как одиночество, отверженность, отсутствия доверия к самому себе, гнев, любовь, привязанность и т.п., клиент приходит к глубинному пониманию причины возникновения проблемы, что позволяет ее устранить.
При этом гештальт-терапевт выступает в качестве равноправного собеседника, независимой личности, помогающей другой собеседнику найти причину возникшей проблемы, и отыскать в себе и своем ближайшем окружении ресурсы для изменения и развития. Как написал Д. Хломов в одной из статей, «цель гештальт-терапии – помочь человеку оказаться присутствующим в своей жизни, а главный инструмент работы гештальт-терапевта – это присутствие».
Отказавшись от пораженческого детерминизма прошлого и окружающей среды, утратив возможность «списать» свои невзгоды на «ужасное прошлое», люди оказываются способны найти собственное пространство для проявления свободы и ответственности.
Основателем гештальт-подхода считается Фридрих Перлз. Развивая новый метод, он стремился изменить «кушеточный психоанализ», восстановить права «изгнанного на кушетку тела» и значимость телесных ощущений в жизни человека, вернуть страсти из прошлого в настоящее, перейти из сферы разговоров в сферу действий. Терапия строится не на задушевных разговорах, а на чувствовании и проживании. Осознанное проигрывание минувших ситуаций «здесь и сейчас» позволяет по-новому увидеть привычное.
В процессе гештальт-терапии психотерапевт и клиент, в основном, занимаются исследованием контакта. Контакт – это способ, с помощью которого человек взаимодействует с окружающим его миром и другими людьми.
Согласно «теории поля» (К. Левин), человек с одной стороны, отделен от окружающей его среды, а с другой стороны – неразрывно с ней связан. Гештальт-терапия полагает, что человек не существует без окружающей среды, он все время с ней взаимодействует, и это взаимодействие протекает в поле организм-среда, на границе организма и среды, где и появляется контакт. Человек и среда представляют собой «поле». Поле - это не «человек» + «среда». В поле все элементы взаимосвязаны друг с другом. Поле – это «человек» + «среда» + «все возможные взаимоотношения» в этой системе, т.е. целостность больше суммы составляющих ее частей. Таким образом, не имеет смысла рассматривать человека отдельно от его окружения, как и рассматривать разные психические феномены человека отдельно друг от друга. Нет человека «просто так». Нельзя рассматривать человека в отрыве от его среды, работы, семьи, его увлечений и т.д. Психологические проблемы или психические заболевания могут быть рассмотрены как способы взаимодействия со средой, которые не удовлетворяют человека.
Принцип динамичности (изменения).
В мире нет ничего статичного и постоянного. Все вокруг постоянно изменяется. Меняется наше окружение, меняемся мы сами. Например, проблемы, которые волновали нас вчера, сегодня не вызывают никакого интереса, а то что раньше вообще не привлекало нашего внимания, сейчас вдруг приобретает первостепенное значение.
У нас постоянно происходит изменение желаний, потребностей, интересов и состояний. Сначала нам чего-то хочется. Потом мы понимаем, что именно мы хотим, и мы начинаем к этому стремиться. После мы каким-то образом достигаем желаемого, принимаем его в свою жизнь, наслаждаемся обладанием достигнутого, и вновь возвращаемся к уравновешенному состоянию в точку спокойствия. А через некоторое время мы снова что-то захотим.
Это называется «цикл контакта». Графически его можно изобразить в форме круга. В ходе сессии гештальт - терапии психотерапевт и клиент изучают, как этот цикл контакта работает у клиента, на какой стадии существуют нарушения, и как они влияют на жизнь клиента.
Теория гештальта предлагает несколько моделей цикла контакта, имеющих для гештальт - терапевта диагностическую ценность, т.к. они позволяют определить ту фазу цикла, в которой происходит прерывание (блокировка) контакта с потребностью, и тип этого прерывания.
Кратко рассмотрим модели циклов контакта.
Модель Гудмена характеризует общие закономерности протекания любого контакта, при взаимодействии организма с полем окружающей среды. Ее также можно рассмотреть с точки зрения функционирования self. На каждой из фаз self функционирует в разных режимах, разными способами.
Модель включает в себя следующие стадии:
1. Преконтакт (forecontact).
Особенности: присутствуют элементы поля, но нет «фигуры». Контакт с его неизбежным разделением на «фигуру» и «фон», отсутствует. Здесь нет фокуса интереса, в том смысле, что ничего существенного не возникает.
2. Контакт (contacting).
Особенности: Эго-функция активно начинает формировать и развивать «Фигуру». Недифференцированное поле разбивается на первичные полярности - «фигуру» и «фон». Некоторые элементы поля становятся более определенными, попадают в центр интереса, вносят вклад в энергию сформированной «фигуры».
3. Финальный контакт (final contact).
Особенности: «фигура» приобретает свою зрелую форму. Характеристики, определяющие ее, являются полностью завершенными. В это же время мы являемся полностью поглощенными «фигурой» и наше чувство себя отступает или даже исчезает, вместе с границей разделяющей субъект и объект.
4. Постконтакт.
Особенности: «фигура» разрушается, поле приспосабливается к новой ситуации. Это время когда возбуждение угасает и снижается активность. Могут быть вегетативные проявления. Организм отделяется от среды, ассимилирует, приобретает опыт, и, таким образом растет в личностном плане.
На этом цикл контакта завершается, для того чтобы повториться через определенное время.
Во время психотерапевтической сессии не обязательно прохождение всех четырех фаз контакта.
Модель Кларксон – это интеграция модели Гудмена и Зинкера. Она состоит из преконтакта (с фазами ощущения и осознования потребности), контактирования (фазы мобилизации и действия), финального контакта и постконтакта (удовлетворение и завершение гештальта) и фаза ухода (отступления, покоя), которая предшествует формированию новой «фигуры».
Соответственно модели Кларксона, клиенты могут рассматриваться, как прерывающие свой путь к потребности и «застрявшие» на каждой из стадий (Philippson, 1997):
- некоторые клиенты никогда не достигают точки покоя, не отдыхают;
- часть клиентов не осознают своих потребностей;
- кто-то не в состоянии мобилизовать свою энергию;
- некоторые клиенты видят источники удовлетворения потребности, но не в состоянии выбрать между альтернативами;
- другие не могут полностью отдаться опыту, проверить, подходит им что-то или не подходит до конца;
- возможно, кто-то не в состоянии различить, что для него хорошо, а что плохо;
- часть клиентов не в состоянии испытывать удовлетворение;
- некоторые не могут «отойти» и пытаются снова и снова что-то получить.
Задачей психотерапевта становится понять, как именно клиент взаимодействует с ним в ходе сессии и показать клиенту, как то, что происходит у него в жизни, представлено здесь и сейчас. Рассматривая цикл контакта, терапевт может обнаружить проблемные точки у клиента и использовать собственное понимание для терапевтической работы с ними. Когда клиент осознает, как именно он взаимодействует и когда он увидит свои способы построения отношений (контакта), у него появляется выбор - как действовать дальше, в будущем.
Гештальт-терапия развивается в диалоге клиента и психотерапевта и в их взаимодействии в процессе которого исследуются чувства клиента, его переживания и смыслы. Важное значение в гештальт-подходе приобретает возвращение пациента к настоящему времени – считается, что история прошлого человека, и его планы на будущее, уже представлены здесь и сейчас.
В ходе сессии психотерапевт периодически обращается к личному опыту клиента, и предоставляет ему возможность получить опыт, который не был доступен клиенту ранее. Обладая разнообразным опытом взаимодействия, у клиента появляется свобода выбора оптимального решения и наиболее адекватного поведения.
Очень важным является исследование ответственности клиента за происходящие с ним в жизни события. Изменится ли жизненная ситуация пациента, решит ли он свои психологические проблемы - во многом зависит от мотивации клиента на реальные изменения, от его искренней заинтересованности в них. А мотивация и заинтересованность зависят от того, насколько клиент принимает на себя ответственность за свое поведение. При этом, задачей терапевта становится не «взвалить» на клиента ответственность за все происходящее, а помочь ему принять мысль о том, что в значительной мере он сам является активным участником происходящих с ним событий, а не просто жалкой «жертвой обстоятельств».
«Что русскому хорошо, то немцу - смерть»… Каждый человек – уникален, и каждый случай является уникальным и неповторимым. Поэтому в гештальт-подходе не существует готовых стратегий оказания помощи. То, что помогло одному человеку, может оказаться губительным для другого. Поэтому нет стратегии «вообще», есть стратегия конкретного психотерапевта в отношении конкретного человека, с которым в данный момент происходит терапевтическая работа. В какой-то мере эта стратегия создается и клиентом тоже, в процессе его взаимодействия с психотерапевтом.
Все относительно. Гештальт-терапия отказывается от модели предопределенности (детерминированности), а использует идею относительности (релятивизма). Истин и правил «самих по себе» не существует, они всегда созданы кем-то где-то и когда-то для кого-то, а в других условиях могут оказаться неприменимыми.
Стопроцентной вероятности в реальной жизни не существует - всегда существует какая-то доля вероятности. Даже если мы уверены, что что-либо произойдет, то мы уверены не на все 100%. Всегда существует очень малая доля вероятности непредсказуемости, неожиданности, вероятности того, что что-то изменится.
В продолжение этой идеи, а также принципа динамичности и полевой парадигмы, гештальт-терапия заменяет структурную модель психики человека процессуальной. Если сравнить функционирование психики с физическими явлениями, то есть представить, что в психике действуют те же законы, что и в физическом мире, то происходит замена трехмерного физического пространства на четырехмерное пространство + время. Таким образом, личность, с точки зрения гештальт-терапии, может быть рассмотрена как процесс в поле «организм-среда».
Личность – это не только структура, а еще и процесс. Природа человека дуалистична, подобно природе элементарных частиц, обладающих свойствами волны и частицы одновременно. В связи с тем, что личность – это и структура, и процесс в поле «организм-среда», причина поведения человека – это не только сам человек, а еще и ситуация, среда, в которой он находится, то есть поле задает контекст поведения.
Так как поле представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, включая самого человека, становится невозможным определить точную причину поведения клиента. То есть в реальности все является причиной всего - теоретически любое событие в поле может привести к любому результату, если и другие события сложатся «подходящим образом».
В связи с этим, гештальт-терапия отказывается от модели линейных причинно-следственных связей в объяснении психологических проблем и психических заболеваний человека, а использует идею многопричинности (полифакторности), феноменологический и экзистенциальный подход. На один и тот же вопрос «почему» может быть множество разнообразных ответов, у каждого из которых будет множество причин, и все эти ответы будут верными.
Пример.
Вопрос "Почему…"? | Ответ "Потому что..." |
Причина | Причина причины |
Почему я опоздал на консультацию психотерапевта? | хотел спать и проспал | Поздно лег спать | Вечером был в гостях |
машина не завелась | Разрядился аккумулятор | Похолодало, выпал снег | |
были пробки на дорогах | выпал снег | изменились направления воздушных потоков | |
впереди ехавшая машина ехала медленно | Неопытный водитель | ||
на перекрестке стоял регулировщик | Не работал светофор | ||
вообще не очень хотел посещать психотерапевта | А вдруг «само пройдет» | ||
По пути встретил знакомого и пообщался с ним | Давно не виделись | ||
на улице было скользко, и я шел медленно, чтобы не упасть | гололед | зима |
Интереснее понять не «почему» меня что-то беспокоит, а «как именно» оно меня беспокоит. Поэтому гештальт-терапевт занимается не поиском причин, а занимается исследованием феноменов, возникающих в поле «организм-среда». Если клиент соглашается на исследование того, что же именно с ним сейчас происходит; что происходит в его окружении такого, в результате чего клиента начинает нечто беспокоить; как он это переживает; как это влияет на его жизнь в целом, - у него появляется возможность переосмыслить происходящее, увидеть в происходящем целостную конфигурацию – гештальт.
Он ощущает это как инсайт – что-то вроде просветления, когда из прежних ситуаций, воспоминаний, переживаний возникает новый смысл. В такие моменты человек ясно воспринимает происходящее, его сознание не «затуманено» волнениями. Возникает четкая фигура, выделяющаяся из фона.
Гештальт-терапия руководствуется принципом реальности. Могут быть разные модели человека, разные взгляды на него, разные подходы в объяснении причин психологических проблем и разные методы их решения. Однако важно понимать, что это всего лишь модели, гипотезы, созданные нами для объяснения того, чего мы не знаем на самом деле. Гештальт-терапия полагает, что нет «правильного», единственно верного подхода, и вряд ли вообще он возможен. Мы можем только чуть ближе подойти к тому, что есть на самом деле.