Статьи

Главная » Психология. Всякая вс... » Структура оптимизма.
Структура оптимизма. Консультация психолога.

Структура оптимизма.

Структура оптимизма.

С самого рождения ребенок изо дня в день слышит от родителей, воспитателей, учителей: "Не делай этого!", "Ну кто тебя просил!", "Что ты такой неряшливый!", "Не позорь нас!" и подобные фразы в таком же духе. Наши близкие ни в коем случае не хотят оскорбить или унизить ребенка, они делают это с целью воспитать его "человеком", уберечь от опасности. Да, дети становятся более осторожными, вежливыми, предупредительными, но... они начинают искать в себе недостатки, начинают бояться проявлять инициативу, становятся беспомощными, в них нет достаточной веры в себя, бесстрашия, той искорки, которая должна быть в человеке, которая обеспечит ему успех.

Таким образом, метод воспитания, названный Мартином Селигманом "центрированием на негативном" приводит к зарождению пессимизма в душе человека. Этот факт лег в основу теории оптимизма Мартина Селигмана. Проводя социологические исследования, он установил, что люди, выросшие в неблагоприятной среде обладают высокой адаптацией, им, как правило, не свойственен пессимизм, они не впадают в депрессию. Неудачи и провалы не останавливают их, такие люди не обращают внимания на сплетни и пересуды, они не опускают руки и хватаются за каждую возможность добиться своей цели. У них не формируется "выученная беспомощность".

Все зависит от отношения человека к неудачам и провалам. Оптимисты воспринимают их как случайное стечение обстоятельств, как урок жизни, который надо пройти и двигаться дальше. Они постоянно держат цель в своей голове, ежеминутно думая об успехе. Пессимисты же при первой неудаче бросают начатое дело, считая, что судьба им не благосклонна. Так, например, спортсмен-оптимист после проигрыша в соревнованиях спокойно разложит "по полочкам" свое выступление, сделает выводы и пойдет дальше на тренировку, с удвоенной энергией исправлять свои ошибки. А пессимист при проигрыше начнет винить в этом всех, в том числе и себя, он будет думать о том, что он бездарность, что ему не добиться успеха, у него опустятся руки, он впадет в апатию.

Оптимисты радуются жизни, они привлекают людей своей любовью к жизни, они успешны и счастливы. Пессимисты, как правило, одиноки, либо окружены подобными им. И те и другие по-разному относятся и к своему жизненному опыту. В науку специально был введен термин "стиль атрибуции". При оптимистичном стиле атрибуции человек не акцентируется на неудачах, при пессимистичном- наоборот. Оптимисты успех приписывают себе, а неудачи неблагоприятному стечению обстоятельств. Пессимисты - наоборот. Люди становятся оптимистами только в том случае, если у них есть свобода действия, свобода выбора в направлении того, что им нравится, а также, если они понимают, что от них и только от них зависят все жизненные обстоятельства. Они деятельны и видят результаты своей деятельности.

Влияет ли стресс на оптимистичность и успешность человека? Ответ на этот вопрос постаралась найти группа немецких ученых под руководством профессора Бренгельмана. В качестве испытуемых они взяли две группы менеджеров. Одна находилась в условиях надежности и стабильности. Вторая - в условиях постоянной конкуренции. Менеджеры из второй группы добились большего успеха в карьере за период изучения. Этот эксперимент показал, что определенный уровень стресса необходим для человека, стремящегося к успеху, он будет заставлять его самосовершенствоваться, оптимистам небольшой уровень стресса поможет, пессимисты могут просто выйти из борьбы.

Также очень важен процесс постановки и достижения цели. Большинство людей ставят перед собой большие, "наполеоновские" цели, стремятся к своеобразному идеалу, постоянно сравнивая себя с ним. Не находя сильного сходства и не замечая резких скачков по пути к цели, они просто отворачиваются от нее, их руки опускаются, они впадают в состояние пессимизма. Меньшая часть людей ставит перед собой те же, большие цели, представляют себе идеал, то, к чему они должны стремиться, но, в отличие от первой категории людей, они сравнивают себя не с идеалом, а сравнивают себя с собой "вчерашним", замечают даже малейшие изменения, и радуются им, чувствуя себя успешными. постепенно, сами того не замечая, они начинают получать удовольствие от самого процесса достижения цели, стимулом для них является превозмогание себя. Со временем, они достигаю своих колоссальных целей, своего успеха, неся за плечами жизненный опыт.

Таким образом, нужно просто делать и ждать, концентрируясь на том положительном, что есть в нас на настоящий момент.

Автор: Юлия Бибикова

для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавление комментариев отключено. Спасибо за понимание.



Рейтинг@Mail.ru