Статьи

Главная » Зависимости » Лекарство от телеболе...

21.04.11Лекарство от телеболезни

Лекарство от "Телеболезни"

Вопрос первый: «Что несет нам современное телевидение?»

В семьях, естественно, замечают многие негативные эффекты, связанные с вторжением в домашнюю жизнь такого мощного устройства, как телевизор. Хотя иногда и закрывают глаза на те бесспорные достоинства, которые имеет телевидение.

Во-первых, нервно-психические перегрузки.

Многие родители отмечают усилившиеся под влиянием телевидения раздражительность и утомляемость детей.

Во-вторых, развитие пассивности. Ведь экранное действие может волшебным образом уводить из реальной жизни и телегрезами заменить активность поступка.

Отсюда, в-третьих, появление ребят — «теленаркоманов», которые «бесконтрольно «ловят кайф», вытянувшись в кресле под мельканье кадров».

В-четвертых, телеэкран обвиняется в том, что нарушает нормальное семейное общение. Члены семьи превратились в пленников «голубого» экрана, перестали интересовать друг друга.

В-пятых, некоторые родители считают, что социальные ценности и положительные примеры, преподносимые телеэкраном, стали трудно восприниматься, потому что всепроникаемость и привычность телевидения превратило его в своеобразный фон семейной жизни.

Не берясь все это сейчас комментировать, укажем лишь, что зачастую важен конкретный случай, конкретная семейная ситуация. Здесь возникает вопрос второй: «Почему это происходит?»

Родителям хорошо видно семью «изнутри», и поэтому источник неприятных последствий многие справедливо и самокритично находят не просто в контакте с телевизором, а в семейных взаимоотношениях, в том, как общая моральная атмосфера зачастую способствует бегству ребенка в телеэкранные дебри; в непродуманной организации детского «телесмотрения».

Психологи говорят, что корень всех бед видят в том, что многие ребята заведомо предпочитают пассивный досуг, не приучены мыслить и действовать самостоятельно. Им требуется «поводырь» в образовавшемся пустом пространстве досуга. И здесь ничего нет проще и удобнее телевизора. Искусствовед объясняет отрицательные эффекты «голубого» экрана особенностями нашей рациональной жизни и неодинаковым уровнем морально-эстетического развития детей разных возрастов.

И возникает вопрос третий: «Что же делать в этой ситуации?»

Есть разные предложения, различные родительские подходы к традиционной проблеме «Дети и телевизор».

Подход ограничивающий: почаще выключать телевизоры, установить жесткий контроль за временем просмотра, а в крайнем случае вовсе удалить телевизор из квартиры.

Подход отвлекающий: заинтересовать ребенка иной, не пассивно-экранной, а реальной жизненной активностью (спорт, творчество, полезные дела и т. п.). Либо заменить телевидение другими источниками эстетической информации: книгами, спектаклями, концертами.

Подход избирательный: заранее интересоваться программой передач, продумывать, что будет полезно ребенку, и именно это стараться смотреть всей семьей.

Каждый из этих способов управления вечерним досугом детей имеет свои плюсы и минусы.
Ограничивая ребенка в зрелище, мы можем добиться успеха только тогда, когда у него еще не сформировалась потребность в этом зрелище. Иными словами, тактика ограничения эффективна лишь на ранних этапах развития. Но вот если ребенок уже хочет смотреть вечерний остросюжетный фильм, а родители действуют по принципу «не пущать», то ничего хорошего из этого не выйдет.

Однажды на родительском собрании одна мамаша просила совета у учительницы, рассказав такую историю: она пришла вечером с работы, а дочка-семиклассница еще не сделала уроки. К несчастью, по телевизору должны были показывать «Трех мушкетеров». Что делать? Самой хочется посмотреть, а дочке, которая тоже рвется к экрану, позволить неловко, так как она не выполнила домашнее задание. Решила — совсем не включать! Наказать нерадивое дитя. Ушла в свою комнату и легла спать. А через некоторое время услышала, что дочка все-таки тайком включила телевизор...

Опытная учительница так прореагировала на эту ситуацию: «Посмотрите, что получилось в результате. И вы, и ваш ребенок оказались в трудном положении, испытали состояние внутреннего дискомфорта: вы — оттого, что дочь ослушалась, да и фильм посмотреть не удалось; она — оттого, что нарушила материнский запрет. Уроки не сделаны, но лишить подростка такого желанного зрелища, как романтический фильм с благородными героями,— слишком большое наказание. Не забудьте — завтра весь класс обсудит похождения мушкетеров. Я бы поступила так: строго упрекнув дочь в том, что она не успела выполнить домашнее задание, позволила смотреть фильм, но попросила бы завтра непременно доделать сегодняшнюю работу, а впредь организовать свой день рациональнее. И девочка отнеслась бы к вашему предложению с благодарностью, и вечер бы прошел спокойно».

Крайностью выглядит и полный отказ от телевизора дома. Это явление стало в последнее время особенно распространено за рубежом как своеобразная реакция на одуряюще развращающее влияние телевидения. Например, недавно в Мюнхене появился новый клуб с девизом «Всё, кроме телевидения». Каждый, кто хочет стать его членом, должен в первую очередь выкинуть из дома телевизор и дать расписку в том, что обязуется ни разу в жизни не посмотреть на «голубой» экран.

Если мы хотим отвлечь ребенка от телевизора, то нужно помнить, что иная деятельность, к которой мы хотим его приохотить, должна заменить то, что получает он от голубого экрана. Конечно, показ хоккея по телевизору не заменит хоккей настоящий — во дворе или спортшколе. Но ведь не всякий мальчик может стать Третьяком на льду, зато любой мальчишка может представить себя прославленным вратарем, сидя в кресле во время трансляции хоккейного поединка. Значит то, что мы предлагаем ребенку взамен телевизора, должно манить его не менее сильно.

Полезно точно установить, почему ребята «застревают» у телевизора. Например, робкие, неконтактные дети. Неумение общаться в жизни они компенсируют телеобщением. Как их отвлечь? Предложить интересную книгу? Заинтересовать театром? Добьемся ли мы положительного педагогического эффекта, заменяя одно зрелище другим? Понимающие родители пойдут по другому пути: помогут ребенку преодолеть застенчивость, робость, может быть, даже обратятся к врачу. Иными словами, отвлекающая тактика требует анализа психологии наших детей и тонкого индивидуального подхода.

Так же индивидуален и подход избирательный, В одних семьях предпочтут литературно-художественную тему, в других — познавательные передачи, в третьих — музыкально-драматический цикл. Но в каждой теме есть как высокохудожественные, так и передачи невысокого профессионального уровня. Сориентироваться в телепотоке нелегко. Один обозреватель телевизионных программ метко заметил, что в нерасчлененном потоке телеинформации следует концерт выдающегося исполнителя и грубоватое эстрадное шоу, классический спектакль и второразрядный детектив, насыщенный фактами документальный фильм и поверхностная, неглубокая, по мысли репортерская передача.

В таком случае, скажут родители, все индивидуально и нет какого-то действенного лекарства от телемании?

Однако есть лекарство! И владеть им может каждый, кто озабочен воспитанием детей. Это — умение развить у ребенка эстетическую восприимчивость, которая приведет к культуре потребления информации.

Привить детям вкус к подлинному, интерес к художественному, развить в них навыки распознавания «кинотелесуррогатов», всяческой халтуры — вот единственное универсальное средство против телеболезни. Зрительская культура и ограничит, и отвлечет детей от пустопорожней духовной продукции, станет регулятором их общения с миром телевидения.

Предлагаемое средство отнюдь не является новинкой. Как показывают наблюдения, в лучшем случае в школе и семье разбирается лишь содержание той или иной телепередачи (причем с точки зрения индивидуального вкуса учителя или родителя), А сама специфика телевизионного зрелища, особенности режиссуры, операторское мастерство зачастую остаются вне поля зрения взрослых. Да и можно их понять: мы привыкли к тому, что о телевидении говорят и пишут лишь специалисты-критики или искусствоведы, а не рядовой папа, которого этому нигде не учили.

Что же должен уметь родитель, чтобы учить своего ребенка культуре телевосприятия?

Постараться быть осведомленным я специфике телевидения. Знать, кто сегодня из телевизионных звезд (актеров, дикторов, ведущих и т. д.) нравится детям и почему; иметь представление об особенностях телевизионного изображения, понимать, чем отличается восприятие искусства по телевидению от восприятия искусства в театре и концертном зале; уметь «докопаться» до основных идей, которые несет нам огромный поток телеинформации, ориентироваться в общей идейно-художественной проблематике телевидения.

Владея этими, вчера специальными, а сегодня необходимыми всем, знаниями, мы можем привить ребенку вкус к подлинной телевизионной эстетике. Поэтому перед родителями, педагогами встает задача изучить телевидение. Трудно? Безусловно, но при настойчивости и расторопности возможно. Есть статьи, книги.

Было бы интересно обсудить те домашние способы, которые они используют, обсуждая с детьми то, что появляется на современном телеэкране.

Автор: Алеся Ванеева
для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)
Категория:Зависимости

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Полезные ссылки:

Рубрикатор книг



telo.by - телесно-ориентированная терапия, энергоинформационная медицина

Методика оздоровления и омоложения Анкхара

Rasstanovki.by - системные расстановки по методу Берта Хеллингера. Семейные, структурные, организационные расстановки.
Рейтинг@Mail.ru