Терапия

Главная » Телесно-ориентирован... » Танцевально-двигател...

18.01.11Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия

"Душа и тело - не отдельные сущности, а одна и та же жизнь".
Карл Юнг.

"Те, кто видит разницу между душой и телом, не имеют ни того, ни другого".
Оскар Уайльд

В 21 веке очень большую популярность для разрешения эмоциональных и психологических проблем человека приобретает вид психотерапии, использующий активизацию двигательной функции организма человека для установления взаимосвязи между физической и духовной жизнью человека. Конечной целью данного вида психотерапии является снижение степени влияния внутренней напряженности на состояние человека посредством активизации тела пациента, обнаружение причин возникновения внутренних и межличностных конфликтов и дискомфорта, достижение максимальной интеграции тела и души человека для ощущения жизненной гармонии и спокойствия, осознание человеком собственных возможностей при помощи движения и танца. Как многие, наверное, уже догадались, речь идет о танцевально-двигательной терапии.

История танцевально-двигательной терапии уходит своими корнями в древнейшие времена, когда танец служил для людей одним из основных способов передачи информации, эмоций и чувств, причем еще задолго до возникновения языковой формы коммуникации. Связь человека с танцем настолько существенна, что большинству людей свойственно отображение в танце тех же самых движений, которые человек производит, выполняя ежедневную работу. Самым ярким примером являются аборигены. Когда абориген загоняет добычу и готовится ее заколоть, он производит движение руки с копьем вверх, а во время приготовления пищи и танцев у костра аборигены танцуют с поднятыми вверх руками.

Многие люди ошибочно считают физическую и духовную жизни абсолютно не взаимосвязанными. Данные люди делятся на две основные категории:

1. Люди, акцентирующие все свое внимание на собственном теле, совершенно не обращая внимание на душу. Если у такого человека болит голова, он сразу же начинает лечить, как он полагает, основную причину – непосредственно головную боль, наполняя свой организм множеством лекарственных препаратов, даже не предполагая, что причина головной боли скрыта в плохом эмоциональном состоянии или отсутствии отдыха. Зачастую человек, считающий свое тело несовершенным вследствие наличия лишних килограммов, в первую очередь начинает истязать свое тело физическими упражнениями, в частности, бегом. Это замечательно в той ситуации, если причина проблемы заключается именно в лишнем весе. Однако, как показывает практика, человек часто корит и упрекает себя за свою внешность вследствие своей низкой самооценки или внезапно нагрянувшей депрессии. Наглядным примером последнего могут служить фотомодели. Они настолько зациклены на состоянии своего тела, что каждый лишний килограмм воспринимается как непоправимая трагедия.

Прежде, чем совершать необдуманные действия, человеку следует всерьез задуматься об истинных причинах проблемы, прислушаться к своему внутреннему “Я”, и танцевально-двигательная терапия – одно из лучших и наиболее доступных средств для этого.

2. Люди, зацикленные на зове своего сердца, своих ощущениях, которые абсолютно игнорируют тревожные сигналы, посылаемые телом. Всех нас долгое время учили тому, что все свое время следует уделять духовному развитию, выработке положительных качеств и манер, совершенно забывая о необходимости совершенствования своего тела. Однако, меняются времена, а вместе с ними претерпевают изменение и человеческие ценности, и тело человека в наше время стоит далеко не на последнем месте. Немногие догадываются о том, что наше физическое тело способно передавать состояние человека лучше, чем непосредственное проявление эмоций. Самый наглядный пример – нервозность человека перед важным событием (например, свадьба, экзамен, свидание), либо перед принятием важного решения (положить деньги на депозит в некое финансовое учреждение АО “МММ”). У человека в нервном состоянии начинают трястись руки, на лбу выступают капельки пота – естественная реакция тела на внутреннее состояние человека. Под действием регулярных стрессовых ситуаций человек способен испытывать обиду, злость и раздражение. Рано или поздно все эти эмоции, накапливаясь в теле, находят выражение либо в неврозе, либо в эмоциональном срыве, и этот результат также отображается посредством человеческого тела.

Мы живем в мире, требующем от человека сдержанности в выражении собственных эмоций, а также серьезности в словах и поступках. Поэтому многие люди вынуждены принимать существующие правила игры, что приводит к переизбытку накопленных эмоций. Человеческое тело не безгранично, а потому не может постоянно заполняться эмоциями, не давая им выход. Существует два варианта выхода человеческих эмоций – негативные (через крик, истерику, негодование, драку и т.п.) и позитивные (через физические упражнения, активность). Примером позитивного выхода эмоций является танцевально-двигательная терапия.

Танцевально-двигательная терапия – один из видов психотерапии, использующий движение в основе развития физической, социальной и духовной жизни человека. Танцевально-двигательная терапия применима для борьбы со многими проблемами, одними из которых являются эмоциональные и межличностные конфликты, страх перед неудачей, недостаточность коммуникационных навыков, заниженная самооценка. Также данный вид терапии применим для помощи людям, пережившим тяжелую потерю близкого человека, изнасилование, тяжелые психические заболевания, хронические заболевания. Психотерапевт при помощи танца помогает людям забыть о проблемах, расслабиться и самоутвердиться. Главное достоинство танцевально-двигательной терапии в сравнении с другими видами терапии состоит в том, что она является общедоступной, так как при занятии этим видом терапии акцент ставится не на качестве выполненных движений, а на тонкости выражения человеком собственных эмоций во время движения, честном выражении чувств и абсолютной свободе движений.

Во время сеансов психотерапевта пациенты зачастую неспособны рассказать о своей проблеме специалисту, в результате чего сеанс не приносит пользы, так как психотерапевт не выявляет проблему и, следовательно, не может предложить пациенту пути ее решения. Если психотерапевт во время сеанса чувствует, что ситуация зашла в тупик и “разговорить” пациента никак не удается, он может попросить человека исполнить несколько движений под музыку. Отследив основные тенденции в движениях пациента, психотерапевт с большой долей вероятности может сказать, в чем состоит его проблема.
Существенный вклад в развитие танцевально-двигательной терапии внесла теория “мышечного панциря” Вильгельма Райха. Он впервые доказал, что зажатость (“мышечный панцирь”) человека возникает в самом детстве и напрямую связана со страхом быть наказанным, непонятым, отчужденным, а также с необходимостью постоянного подавления человеком своих сексуальных ощущений. В результате комплексы и зажимы накапливаются в организме и способны привести к различным душевным и телесным заболеваниям. Вильгельм Райх, являющийся основоположником телесной психотерапии, верил, что осуществление пациентом спонтанных движений тела в комплексе с ровным размеренным дыханием способно снять мышечное напряжение и позволить эффективно устранить зажимы и блоки, мешающие человеку жить.

По одной из версий, основательницей танцевально-двигательной терапии как самостоятельного вида психотерапии является Габриэлла Ротт – театральный режиссер, исследователь новаторского направления в театральном искусстве, известный во всем мире учитель танца, автор знаменитого танца “пяти ритмов”. Вклад Габриэллы Ротт в развитие танцевально-двигательной терапии неоценим – именно она придумала специальные упражнения, позволяющие успешно решить большинство психологических проблем человека при помощи движения. Главная идея упражнений состоит в разделении тела человека на семь основных зон:

Зона номер 1 – голова и шея;
Зона номер 2 – плечи;
Зона номер 3 – локтевые суставы;
Зона номер 4 – кисти рук;
Зона номер 5 – таз и позвоночник;
Зона номер 6 – колени;
Зона номер 7 – ступни.

Теперь, исходя из данного разделения тела на конкретные зоны, легко можно определить проблему – если вы чувствуете постоянное напряжение и зажатость в области головы и шеи, значит, теперешняя скорость ваших мыслей и действий расходится с оптимальной скоростью, с которой вы привыкли мыслить и действовать. Возможно, причина проблемы кроется в чрезмерно динамичном ритме вашей жизни либо неэффективном использовании собственного времени с последующим форсированием событий жизни. Так или иначе, вам следует придерживаться привычного для вас темпа жизни. Ощущение дискомфорта в зоне номер 2 говорит о том, что вы взяли на себя больший объем обязательств, чем тот, с которым вы в состоянии справиться. Вам стоит пересмотреть свои жизненные цели и приоритеты, возможно, вы занимаетесь не своим истинным призванием. Если вы чувствуете зажатость в локтях (зона номер 3), это свидетельствует о вашей нерешительности и чрезмерной скромности, зажим в зоне 4 говорит о вашей неуверенности в собственных силах, ощущение дискомфорта в области позвоночника и таза (зона номер 5) может означать наличие определенной степени сексуальной закомплексованности. То, как человек сгибает ногу в области коленной чашечки (зона номер 6), говорит о готовности человека к потенциальным изменениям образа жизни. И наконец, зона номер 7 является показателем ваших амбиций, того, какое место в обществе вы стремитесь занять. Если ваша ступня полностью соприкасается с землей при ходьбе, значит, вы полны решимости достигнуть всех намеченных жизненных целей, ваши цели объективны и не противоречивы.

Формы проведения танцевально-двигательной терапии делятся на два типа – индивидуальные и групповые. То, насколько эффективен будет тот или иной тип терапии, зависит от характера и степени открытости человека.  С одной стороны, групповая терапия должна быть более эффективной за счет эмоциональной поддержке каждого из членов группы, благодаря которой человек гораздо легче определяет свои проблемы и начинает работу над их устранением, производит (при участии психотерапевта) корректировку собственного “Я”, устанавливает благоприятные межличностные отношения. Основная задача психотерапевта – посредством танцевально-двигательной терапии помочь пациенту усовершенствовать эмоциональную составляющую тела пациента, избавить клиента от скованности и чрезмерной зажатости, сбавить внутреннее напряжение и переживания. Однако метод групповой терапии не всегда оправдывает себя, так как некоторые клиенты неспособны чувствовать себя раскрепощенными при других людях, что напрямую ведет к отсутствию терапевтического эффекта. С данными клиентами лучше проводить индивидуальную танцевально-двигательную терапию, что позволит пациенту почувствовать безопасность и возможность свободно выразить свои эмоции и чувства.

Также стоит отметить, что раньше танцевально-двигательная терапия применялась сугубо для лечения конкретных заболеваний, например болезней психики, то на сегодняшний день данный вид терапии получил более широкое распространение, и используется не только для избавления от недугов, но и как средство релаксации и обретения здорового жизненного тонуса, а также установления более тесного взаимодействия между душой и телом человека.

Автор: Антон Ясыр
для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihoterapevtКомментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Полезные ссылки:

Рубрикатор книг



telo.by - телесно-ориентированная терапия, энергоинформационная медицина

Методика оздоровления и омоложения Анкхара

Rasstanovki.by - системные расстановки по методу Берта Хеллингера. Семейные, структурные, организационные расстановки.
Рейтинг@Mail.ru