Терапия

Главная » Терапия » Психологический трен...

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Тренинг интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок.

Современный ритм жизни требует от человека психологической устойчивости и крепких нервов. Стрессы поджидают нас на каждом шагу: семья, работа, досуг и даже общественный транспорт – человек никогда не знает, что его ждет впереди. Некоторые люди идут по жизни уверенно, с высоко поднятой головой. Для таких людей решение жизненных проблем – не рок, а приятная необходимость, с которой они справляются также уверенно и непринужденно, как и с остальными сторонами своей жизни. Многие хотят быть похожими на этих людей, обладать теми качествами, которые обладают эти люди, знать секреты их успеха, так и не догадываясь, что также обладают всеми этими качествами… Ну, или почти всеми.

Успешные люди отличаются от других, менее успешных (но не менее замечательных) людей позитивным взглядом на жизнь и, что наиболее важно, высоким уровнем стрессоустойчивости. Данные качества далеко не всегда даются человеку от рождения, многие из них приобретаются в борьбе человека с обстоятельствами и самим собой, посредством искоренения привычной для человека манеры поведения, принятых устоев и правил. Однако, если человек решит изменить свою судьбу, он обязан быть готовым к нелегким переменам в своей жизни.

Человек может повысить уровень устойчивости к жизненным проблемам методом проб и ошибок, когда каждая ситуация дает человеку бесценный практический опыт, позволяющий не допускать трудностей в подобных ситуациях в будущем. Но не слишком ли велика цена, которую человек будет вынужден заплатить за использование этого метода? Не лучше ли сперва, прежде чем переходить к практике, ознакомиться со способами решения проблем на теоретическом уровне, дабы не набивать собственные шишки? Безусловно, это выглядит рациональным.

На сегодняшний день все большую популярность приобретает психологический тренинг – метод развития человеческих способностей к обучению, овладению новыми навыками, повышению сопротивляемости стрессовым ситуациям.

Основателем психологических тренингов считается Курт Левин (нем. Kurt Zadek Lewin), американский психолог, идеи которого внесли весомый вклад в развитие американской и западноевропейской психологии.  Именно Левину принадлежит идея организации групповых тренингов с целью внесения корректив в поведенческую модель людей. Он полагал, что гораздо целесообразнее работать с поведением людей, являющихся частью группы, нежели пытаться изменить каждого человека по отдельности.

Основными направлениями использования психологических тренингов являются коррекция существующего мировоззрения, психологическая помощь, обеспечение личностного роста. Основными целями применения психологического тренинга, как правило, являются повышение степени адаптации человека к изменениям в жизни, самопознание, изменение отношения к другим людям и повышение самооценки, формирование картины окружающего мира, формирование навыков саморегуляции, интерпретация и анализ модели поведения других людей.

В современном мире бизнеса для каждой организации огромную роль в достижении успеха играет высококвалифицированный персонал, каждый работодатель заинтересован в том, чтобы каждый из членов команды работал на результат, максимально отдавая себя работе, выполняя ее качественно и быстро. В конечном итоге развития персонала должен быть получен результат, выражающийся в росте производительности труда, повышении качества труда, формирование основного конкурентного преимущества организации над конкурентами. Для развития персонала организации ее руководители все чаще прибегают к помощи психологических тренингов. Основными формами психологических тренингов в управлении персоналом являются: метод "мозгового штурма", ролевые игры, деловые игры, метод "коллективных записных книжек", групповые дискуссии, метод анализа практических ситуаций.

Большое разнообразие психологических тренингов рассматривается с точки зрения трех основных подходов – психодинамического, гуманистического и поведенческого. Рассмотрим данные подходы более детально:

Психодинамический подход. Основными методами психологических тренингов, относящихся к данному подходу, являются телесно-ориентированная психотерапия, транзакционный анализ и психодрама. Транзакционный анализ – это психологическая модель, созданная для осознания, анализа и понимания поведения людей. Данная модель помогает человеку понять особенности взаимодействия людей, а также понять самих себя. В процессе транзакционного анализа человек подходит к анализу собственного поведения и действий других людей с рациональной точки зрения, понимает сценарий своей жизни, структуру своей личности. Безусловно, чаще всего процесс анализа человеком самого себя и своего окружения проходит при помощи тренера (ведущего), показывающего человеку верное направление движения. Главная задача ведущего – поспособствовать пациенту в достижении инсайта (момент озарения, когда для пациента становятся очевидными истинные мотивы и причины поведения людей).

Психодрама определяется как групповой процесс терапии, применяемый с целью изучения внутреннего мира человека при помощи “театральной” импровизации. Благодаря психодраме решаются самые, казалось бы, неразрешимые психологические проблемы, люди выводятся из самых “глубоких” тупиков собственной души. Это происходит потому, что метод психодрамы, как ни один другой метод терапии, способен затрагивать наиболее скрытые духовные процессы и переживания человека, действовать на подсознание человека. Именно в подсознании человека лежат основные факторы, сдерживающие успешную личность.

Самым популярным отображением метода психодрамы является ролевой тренинг. Ролевые игры помогают человеку: приобретать необходимые для преодоления жизненных трудностей навыки; лучше понимать других людей, примеряя на себя разные роли; совершенствовать свои коммуникационные способности; мотивировать себя к принятию важных решений и реализации действий; позволяет человеку выработать способности к многогранности действия; выработать нравственно-этические и ценностные установки; углубить степень социализации. Сущность ролевых игр заключается в том, что участники обыгрывают небольшие эпизоды одного сценария, попеременно пробуя себя в каждой их ролей.

Телесно-ориентированная психотерапия представляет собой один из популярных видов психотерапии, в основе которой лежит борьба с неврозами пациента посредством телесного контакта. В данном виде психотерапии душа, тело и разум человека рассматриваются как единое целое. Психотерапевты, успешно применяющие метод телесно-ориентированной психотерапии на практике, абсолютно уверены в возможности доступа к бессознательному человека посредством воздействия на его тело, так как именно оно помнит все чувства и переживания, испытываемые человеком когда-либо, а значит именно в теле следует искать истинные проблемы пациента, будь-то физические или психологические проблемы.

К поведенческому подходу относятся тренинги в бихевиорально-ориентированных группах, основанные на определении эффективных и неэффективных моделей поведения, с последующим изменением неэффективных моделей поведения. Метод основан на мнении, что человек через опыт проявляет свою способность замечать и исправлять неадекватное поведение, исходящее из реакции человека на события. Иными словами, когда у человек испытывает даже незначительный стресс, у него впоследствии возникает реакция, приводящая к определенному типу поведения. Основная задача ведущего тренинга – поспособствовать замене негативной реакции человека на позитивную, что отразится в поведении пациента. Тренинг в бихевиорально-ориентированных группах проходит под знаком успешной модели поведения, которую участники успешно пытаются запомнить и произвести. Сперва у большинства пациентов это получается с трудом, через силу, однако после определенной практики позитивный стиль поведения становиться для них естественным и именно этой модели поведения пациенты начинают придерживаться. Меняются привычки, меняется реакция – изменяется поведение. Большая ответственность за эффективность данного тренинга возлагается на ведущего – успешные действия участников тренинга подкрепляются одобрительной реакцией ведущего, а следование неверной модели поведения сопровождается отрицательной реакцией. Для обеспечения наибольшей эффективности тренинга во время всей его продолжительности ведущий должен концентрировать внимание группы на успешных действиях, тогда эти действия станут для участников группы естественными – на чем мы концентрируемся, то мы и получаем в итоге. Таким образом можно заключить, что сторонники поведенческого подхода концентрируют свое внимание на поведении как единственно существующей реальности, требующей внесения изменений в случае наличия неадаптивного (неправильного) поведения.

Гуманистический подход. Данный подход, в отличии от предыдущих подходов к психологическим тренингам, рассматривает человека как совершенное, уникальное создание, и не стремиться присвоить ему проблемные черты. Человек является Личностью. Основная идея проведения психологических тренингов при гуманистическом подходе заключается в принятии полной ответственности человека за совершенные им поступки, признание своей уникальности и неповторимости, создание гармонии между внутренним миром человека и восприятием этим человеком окружающей действительности. Самыми известными направлениями в гуманистическом подходе считаются тренинг “группа встреч” и тренинг “сензитивность”.

Основателем тренинга “группа встреч” является Карл Рэнсом Роджерс  (Rogers, Carl, 1902-1987) – известный американский педагог и психолог, создатель и лидер гуманистической психологии. Роджерс выделил основные установки личности эффективного ведущего, к которым относится: положительное принятие (безоговорочное уважение к каждому высказанному в группе мнению), конгруэнтность (целостность личности, отсутствие несогласованности речи, мыслей и убеждений человека между собой) и эмпатия (способность поставить себя на место другого человека, способность к сочуствию и сопереживанию). Сам Карл Роджерс описал эмпатию следующим образом: “Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения “как будто”. Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок “как будто”: как будто это я радуюсь или огорчаюсь”.

Тренинг “группа встреч” проходит в свободном стиле общения, в нем поощряется проявление инициативы и открытость чувств, оценка собственных действий и действий других участников тренинга, взятие на себя ответственности за слова и поступки. Ведущий не направляет участников на нужный путь, они его выбирают самостоятельно. Задача тренинга – развитие коммуникационных навыков, изучение процессов внутри группы.

Следует выделить особенности “группы встреч”, выделяемые их среди других тренингов:
- Количество людей в группе колеблется в диапазоне от 8 до 20 человек;
- Наибольшее значение имеет положение дел в данный момент времени (то, что актуально сейчас, а не через год);
- Поддержка группой традиционных общественных взглядов;
- Стремление к изменениям в поведении, ценностях, стиле жизни, установках, в отношениях с другими людьми;
- Повышенное значение эмоциональной экспрессивности, честности, анализу поведения, стремления к самораскрытию.

Основными целями “группы встреч” являются:
- Обучение участников тренинга межличностному общению;
- Подтверждение концепции групповой динамики на практике;
- Анализ проблем, с которыми пациенты могут столкнуться в реальной жизни;
- Развитие самопознания человека за счет уменьшения сдерживающих факторов психологической защиты, осознание особенностей межличностных  отношений в группе;
- Обучение навыками распознания и анализа групповых и индивидуальных проблем.

Данный метод примечателен тем, что пациент не имеет заранее четко заданной цели, а приходит к ее осознанию во время непосредственного общения с людьми (как правило, скрытая цель – совершенствование навыков общения). Основной упор делается не на теорию, а на практику, что позволяет достигать более значимых результатов тренинга. Каждый человек в результате межличностного общения способен научиться эффективно анализировать поведение людей в различных ситуациях, развивать активное слушание и совершенствовать навыки обратной связи и конфронтации.

Сензитивный тренинг основан на идее общего всестороннего развития человека. Он направлен на развитие в человеке способности прогнозирования поведения других людей, выявление мотивов, движущих этими людьми в процессе их жизнедеятельности (сензитивная способность). Прежде чем наладить благоприятные отношения с человеком, следует правильно определить его личностные качества и состояние в текущий момент времени.

Основными задачами сензитивного тренинга являются:
- Повышение психологической культуры;
- Формирование четкой психологической позиции индивидуума;
- Обретение участниками группы навыков диагностики поведения людей;
- Развитие сознания человека посредством снижения уровня психологической защиты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сторонники гуманистического подхода видели основную психологическую проблему человека в отсутствии принятия себя и самоидентификации, определения текущего положения человека и его ближайших перспектив. Вследствие непринятия себя человек испытывает проблемы с личностным развитием, так как он не знает, куда ему двигаться, не осознает своих целей. И в этом ему на помощь приходит сензитивный тренинг.

Спрос на психологические тренинги в современном мире набирает обороты. Основная заслуга этого в главном отличии тренингов от обучения в школе или в университете – человека никто не учит жить, не говорит ему, что такое хорошо, а что такое плохо. Тренинг дает результаты в процессе внедрения человека в такую среду, где он сможет приобрести, проявить либо усовершенствовать уже существующие навыки. Все эти навыки оттачиваются на практике.

Если вы все еще сомневаетесь в эффективности тренингов, колеблетесь относительно того, что он может быть действенным средством в устранении психологических зажимов для каждого человека из-за индивидуальных особенностей и методов восприятия информации, то знайте –  человек способен научиться всему, кардинально изменить свои пагубные привычки, овладеть нужными навыками – было бы желание…

Автор: Антон Ясыр
для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)
Категория:

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавление комментариев отключено. Спасибо за понимание.



Рейтинг@Mail.ru