Терапия

Главная » Терапия » Психодрама

Психодрама

Психодрама

Психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. (Материал из Википедии)

Весь мир и все происходящие в нем события разделяются для каждого человека на две категории – внешний мир, который отображает все события, произошедшие в реальности, то, что человек способен увидеть, услышать или почувствовать, и внутренний мир – мир, в котором правят чувства человека, его мысли и желания. Внешний и внутренний мир человека не могут обходиться отдельно друг от друга, они тесно взаимосвязаны, и изменение любого из них способно изменить жизнь его обладателя.

Многие люди задаются вопросами: “Какой мир, внешний или внутренний, является основным? Как сделать так, чтобы существование обоих миров позволяло человеку чувствовать гармонию и счастье?”. Все зависит от того, на какой из двух миров ориентирован человек, однако, как показывает практика, игнорирование одного из этих миров способно привести к неудачам в другом мире. Примеров может быть множество:

- Человек, который постоянно повторяет себе, что его все любят и хотят с ним общаться, говорит себе, что он лучший из лучших, даже приобрел курс по улучшению взаимоотношений с окружающими людьми, однако при этом не следует элементарным правилам межличностного общения, обрекает себя на одиночество – никто не захочет общаться с хамом, не уважающим других людей и концентрируя все внимание на себе любимом. Таким образом, человек, уделивший внимание внутреннему миру, но забывший про реальный (внешний) мир, допускает катастрофическую ошибку, так как результат усовершенствования внутреннего мира можно получить только через отображение этой работы во внешнем мире;

- Молодой человек, назначивший девушке свидание в 19 часов, опаздывает на него на двадцать минут, объясняя это возникшим завалом на работе (что не соответствует действительности). Девушка его прощает и не делает жестких замечаний относительно опоздания. Первая реакция парня: “Это же великолепно! Она такая спокойная и неконфликтная. Значит, в следующий раз я тоже смогу провести с друзьями лишние полчаса”. На следующий день парень опаздывает на двадцать пять минут, через день – на сорок минут, а спустя неделю и вовсе звонит девушке через час после назначенного времени и говорит, что сегодня не сможет прийти, так как у него сильно болит голова. Результат – девушка не выдерживает и бросает парня. На лицо яркая концентрация человека на происходящие события во внешнем мире. Молодой человек был настолько уверен в том, что его пассия может все стерпеть, что даже не подумал о пунктуальности, не старался развить в себе это качество. Ему казалось, что если ситуация сложилась определенным образом однажды, значит, точно также она сложится во все следующие разы.

Несмотря на то, что оба человеческих мира играют важнейшую роль в развитии каждого человека, большее внимание следует уделить внутреннему миру по причине того, что внутренний мир в большей степени влияет на судьбу человека, формируя его поведение и реакцию на действия, происходящие во внешнем мире, а потому требует постоянного развития. Человек, остановивший совершенствование своих внутренних качеств, останавливается в развитии как личность, становится непривлекательным для внешнего мира.

У многих людей часто появляются тревожные мысли, связанные с прошлым или просто надуманные, которые ставят жизненный блок, сковывают волю и стремление к достижениям большего, чем они имеют сейчас. Причин этому каждый человек может назвать множество: лень, нехватка времени, отсутствие мотивации, неверные цели, усталость, депрессия. Однако за большинством из этих проблем зачастую кроится страх неудачи и опасность повторить ошибку, произошедшую в прошлом. Основная задача человека, который стремится, несмотря на все сдерживающие факторы, стать преуспевающей личностью – как можно быстрей избавится от своих страхов и предубеждений. Иными словами, цель человека – подкорректировать свой внутренний мир, заменив негативные мысли позитивными, а отрицательные привычки заменить на положительные.

В мире существует множество способов формирования у человека позитивного мировоззрения, осознания человеком собственного “Я”, лечения человека от внутренней скованности и нерешительности.  Проблема состоит в том, что далеко не все из существующих методов подходят людям вследствие специфики характера каждого из индивидуумов. К счастью, существует метод терапии, не имеющий противопоказаний, эффективность которого доказана миллионами людей во всем мире, который применим даже для людей с психическими нарушениями. Этот метод называется психодрама. Именно этот метод как нельзя лучше подойдет для совершенствования внутреннего мира человека.

Психодрама – это метод групповой психотерапии, целью которой является излечение заболеваний психологического характера, налаживание межличностных отношений, совершенствование внутреннего мира человека и развитие его творческого потенциала.

Психодрама схожа по своей сущности с театральным спектаклем, где в центре внимания находятся творческие и актерские способности человека. Однако существует и существенное различие: в спектакле каждый актер четко знает свою роль и действует строго по написанному сценарию, не допуская ошибок. В театре все строго – за неумение ярко и оригинально сыграть свою роль актер может поплатиться работой. Во время психодрамы все иначе – здесь нет конкретного сценария, ибо сцена пишется во время выступления, что дает возможность “актерам” развить свои творческие навыки, ощутить всю многогранность творческого процесса, импровизировать. Пациентам не нужно бояться проявлять инициативу – напротив, инициатива всячески приветствуется терапевтом и повышает эффективность сеанса.

Главным героем психодрамы является непосредственно человек, его личный опыт и события, произошедшие с ним. Каждый человек в процессе психодрамы имеет возможность стать тем человеком, каким всегда хотел быть, надеть на себя образ, о котором он мог только мечтать. Будучи в образе идеального человека, пациент начинает вести себя иначе, что впоследствии отобразится на его реальной жизни, его поведении и мыслях в будущем. Если робкий и застенчивый человек в процессе психодрамы примерит на себя образ Казановы, он сделает огромный шаг вперед в общении с противоположным полом в реальном мире.

Для принятия участия в процессе психодрамы человеку вовсе не обязательно обладать актерским мастерством и следовать четко по заданному пути. В психодраме приветствуется любой уровень актерской игры при одном важном условии – эта игра должна быть искренней, человек должен чувствовать свою игру, искренне переживать за своего героя. Люди в процессе психодрамы работают со своими внутренними переживаниями, побеждают свои комплексы и зажатость – и все это происходит не в кресле у психотерапевта (как у Фрейда), а в самом настоящем театре, чем очень гордился создатель психодрамы Якоб Леви Морено.

Именно Морено, являющийся психологом, философом и доктором,  в далеком 1921 году представил в венском драматическом театре свою экспериментальную театральную постановку под названием “ На злобу дня”, смысл которой заключался в том, чтобы суметь вовлечь в действие постановки зрителей, превратив их в настоящих актеров. И, несмотря на то, что постановку не ждал оглушительный успех, именно этот день принято считать днем создания психодрамы.

Морено противопоставил метод терапии, психодраму, популярному в двадцатые годы психоанализу Зигмунда Фрейда. Основатель психодрамы не восторгался методом лечения, когда пациент находился в замкнутом кабинете наедине с психотерапевтом. Он считал, что психоанализ сковывает волю пациента, не позволяет ему чувствовать себя абсолютно свободным. Между тем, находясь в группе людей с похожими проблемами, эффективность лечения повышается в разы, человек с радостью делится с психотерапевтом и другими пациентами волнующей проблемой, давая выход своим эмоциям и освобождаясь от бремени проблем.

Группа людей, по версии Морено, является живым, динамично развивающимся организмом. С целью изучения динамики процессов, происходящих в группе людей, Морено изобрел социометрию, служащую инструментом измерения данных процессов. Сущность социометрии состоит в наличии критериев выбора и объектов, соответствующих этим критериям. Ярким примером применения социометрии Морено является случай в интернате для подростков. Несмотря на высокий уровень содержания интерната, в коллективе подростков с каждым днем учащались случаи конфликтных ситуаций. Воспитатели, удивленные неблагоприятной тенденцией ухудшающихся отношений в коллективе девочек-подростков, пригласили Якоба Морено для консультации в интернат. Зайдя в кабинет, он увидел, что за каждым столом сидело по три-четыре человека, рассаженных воспитателями. Тогда Морено попросил девочек сесть за парты к тем девочкам, с которыми они хотели бы сидеть. В результате получился полный беспорядок – за одним столом сидело восемь девочек, за тремя столами – по четыре девочки, за пятью столами по три девочки, за несколькими столами сидело по одному человеку. Тогда Морено попросил девочек сделать еще раз выбор наиболее желанных коллег по парте, но чтобы теперь их выбор не совпадал с прошлым выбором. Так, спустя четыре захода все девочки расселись по четыре человека за парты с теми, кто был им наиболее приятен. На следующий месяц уровень конфликтных ситуаций, происходящих в интернате, снизился втрое!

В основе психодрамы Морено лежала спонтанность, которую он понимал как абсолютно новую реакцию на старую либо новую ситуацию, поведение человека “здесь и сейчас”. В отличие от человеческих эмоций, спонтанность не имет свойства накапливаться, спонтанность является той необходимой энергией, позволяющей человеку проявлять свои творческие способности. Она имеет две функции – находить свой выход и подавляться. Подавление спонтанности способно привести к психологическому срыву и возникновению неврозов, именно поэтому важно давать ей выход посредством психодрамы.

Метод психодрамы изначально предполагает работу в группах, причем чем большее количество участников в группах, тем более широкие варианты проблемных ситуаций возможно охватить за время психодраматической сессии. Процесс сессии состоит из следующих этапов:

1. Выбор протагониста (актера, который будет играть главную роль). Участники группы образуют два круга – внутренний и внешний. Каждый из участников внутреннего круга предлагает проблемы, над которыми он хотел бы поработать, а участники, находящиеся во внешнем круге, выбирают ту тему, которая является наиболее актуальной для них. После определения актуальной темы выбирается участник из внутреннего круга, который будет играть главную роль в драме, за время которой должен быть найден ответ на интересующий протагониста вопрос.

2. Непосредственное действие. Участники группы перевоплощаются в профессиональных актеров, шаг за шагом проигрывая интересующую их ситуацию. Протагонист выбирает из участников группы человека, который будет играть его самого во время того, как протагонист будет играть роль другого человека. Также участники группы выбирают тех людей, которые будут играть важные для понимания ситуации роли в драме. Задача этапа “действие” – максимально приблизить разыгрываемую участниками группы ситуацию к реальным событиям, в результате чего с существенной долей вероятности будет найден верный ответ на вопрос или решение проблемы, волнующее протагониста. Важным моментом является всецелое желание участников помочь протагонисту разобраться в ситуации, найти варианты верного и ошибочного поведения в рассматриваемой проблеме. Каждый участник должен помнить главную цель – помощь в решении вопроса протагониста, и не подстраивать свою игру в целях нахождения ответов на интересующие их вопросы. В случае, если решение интересующей протагониста проблемы успешно найдено, контракт с протагонистом считается выполненным, и следует переход к следующему этапу.

3. Шеринг. Шеринг является важнейшим этапом психодраматической сессии. В процессе шеринга происходит обмен чувствами и мнениями от драматической игры. Обычно шеринг происходит в два этапа – сперва участники драматического спектакля делятся своими впечатлениями о своей игре и об исполняемой ими роли, а потом все участники собираются вместе для того, чтобы вспомнить случаи из жизни, схожие с обыгранной участниками ситуацией, что поможет протагонисту почувствовать себя не одиноким в своих чувствах. Никакие критические замечания, советы и тем более ошибки не должны высказываться, так как это может нанести ущерб протагонисту и снизить эффективность психодраматической сессии. Все, что должно быть высказано в процессе шеринга – эмоции и ощущения участников сессии, а также похожие на рассматриваемую ситуацию случаи из жизни участников драмы. По окончанию этапа шеринга участниками группы может быть принято решение о начале новой психодраматической сессии с другим протагонистом.

Следует отметить, что терапевтический эффект психодрамы распространяется не только на ситуации, произошедшие в жизни человека, но также на случаи, не произошедшие с ним. Это в большей мере относится к испытанию человеком негативных эмоций, таких как страх, ненависть, злоба, отчаяние. Так, если человек не выразил свое негативное отношение к другому, неприятному для него человеку, то желание сделать это будет постоянно проявляться в душе, не находя соответствующего выхода, что приведет к нервным срывам и неврозам, человек станет эмоционально заблокированным. В данной ситуации благодаря психодраме человек получает три преимущества за один раз – избавляется от желания негативного высказывания в адрес неприятного для себя собеседника, снимает свой эмоциональный блок и оттачивает свое актерское мастерство.

Психодрама способствует избавлению от эмоциональной блокировки, изменению мнения человека об окружающем мире, что является первым и, безусловно, важнейшим шагом на пути решения человеком собственных внутренних проблем.

Автор: Антон Ясыр
для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)
Категория:

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавление комментариев отключено. Спасибо за понимание.



Рейтинг@Mail.ru