Терапия

Главная » Телесно-ориентирован... » Личные границы и боди...

16.05.10Личные границы и бодинамика

Личные границы и бодинамика

Одной из центральных тем педагогической и терапевтической работы всегда была поддержка клиентов в развитии границ различных уровней. Проблемы установления и сохранения личных границ всегда актуальны. Если мы не умеем устанавливать и поддерживать прочные личные границы, может возникнуть масса проблем. Для раскрытия вопроса границ недостаточно использовать какую-либо одну модель. Рассмотрим несколько моделей, описывающих различные уровни этой проблемы.

Первая модель: Этологический взгляд

Эта модель рассматривает вопрос установления границ с этологической точки зрения.

Бодинамический анализ различает четыре фазы формирования границ:

1. Физические границы (второй триместр беременности — 1.5 года)
2. Личные/энергетические границы (0 — 3 года)
3. Территориальные границы (3-12 лет)
4. Социальные или ролевые границы (4 — ? лет)

Физические границы

Формирование физических границ тесно связано с ощущением кожи. Эти ощущения начинают развиваться во второй половине беременности. Тактильная чувствительность ребенка развивается вплоть до 1.5 лет. Способность ребенка воспринимать кожу, как границу тела (и его контейнер), зависит от общей стимуляции, контактности прикосновений и возможных травм этого периода.

Личные/энергетические границы

Личные/энергетические границы развиваются в ходе сепарации ребенка от родителей (особенно от матери, в нашей культуре) и их энергетического поля. Для развития здоровых границ необходимо, чтобы родители по мере развития способностей и ответственности ребенка за свои действия «отпустили» его из своего энергетического «поля», освободили его от излишнего внимания. Формирование личных/энергетических границ очень подробно описано в теории формирования энергетических границ Лизбет Марчер.

Территориальные границы

Формирование территориальных границ начинается с трехлетнего возраста, когда ребенок начинает заявлять свое право собственности на различные вещи (МОЕ!). Позже ребенок начинает позволять другим людям пользоваться своими вещами. Заявляя о своих правах, трехлетка строит «домики», в которые никто другой не имеет права входить. И только избранные могут быть туда приглашены.


Социальные или ролевые границы

Социальные границы имеют по меньшей мере два аспекта.

Первый связан с ролью, которой человек себя идентифицирует, и которая определяет специфические поведенческие паттерны и особенности, например: хороший спортсмен, плохой математик, посредник-миротворец и т.д. Другой аспект связан с формированием групп и групповых границ. Социальные границы означают вовлеченность некоторой группы людей в общее поле, в которое другим вход закрыт.

Вторая модель: Теория развития личностного пространства и личных энергетических границ Лизбет Марчер

Развитие личностного пространства происходит от момента рождения до середины периода развития Структуры Воли. В это время личностный и энергетический контакт между родителем (в основном матерью) и ребенком претерпевает ряд изменений. Энергетические поля матери и ребенка постепенно разделяются и ребенок развивает чувство собственных энергетических границ. Процесс охватывает пять различных форм контактов матери и ребенка, и впоследствии при оптимальном развитии процесса все они доступны взрослому человеку.


Безграничный контакт

Безграничный контакт

Безграничный контакт

Уже на стадии эмбриона у ребенка есть чувство себя и собственного ядра. Однако, несмотря на то, что ребенок ощущает себя отличным от матери, у него еще нет ясного чувства границ между ним и матерью. Материнские границы защищают и ее саму и эмбрион.

В третьем триместре беременности у ребенка начинает развиваться ощущение телесных границ, связанное с ощущением кожи. Он начинает различать, что внутри него, что снаружи, и что поступает снаружи вовнутрь (особенно явно это ощущается в области пупка). Развитие ощущения кожи начинается во внутриутробном периоде, а заканчивается в районе 1,5 лет.

Контейнирующий контакт


 
Контейнирующий контакт

При рождении ощущение телесных границ у ребенка еще очень слабо. Он уже ощущает кожу и у него есть опыт физической сепарации от окружающей среды: ему нужно защищенное пространство для развития собственного личного пространства. В это время родители должны обеспечить ребенку контейнирующий и ограничивающий его от среды контакт.


Контакт с перекрывающимися энергетическими полями

 

Контакт с перекрывающимися энергетическими полями

Постепенно с 2-3 месяцев до 1,5 лет область перекрытия полей уменьшается. У ребенка развивается чувство личного пространства, но ему все еще нужна поддержка родителей. Ребенок ощущает их энергетическое присутствие.


Контакт с ясным ощущением границ, контакт-связь

  Контакт с ясным ощущением границ, контакт-связь

Этот вид контакта устанавливается в возрасте 1,5 лет. Ребенок ясно ощущает себя отдельным от родителей, но в то же время при встрече с ними чувствует более или менее интенсивный контакт.


Обособленный, независимый контакт, контакт-сепарация

 

Обособленный, независимый контакт, контакт-сепарация

Этот вид взаимодействия предполагает близкую дистанцию участвующих в нем людей, однако без телесного контакта и без перекрытия их личных пространств и энергетических полей. Этот тип контакта обычно развивается к 3 годам.

Третья модель: Культуральные измерения

Эдвард Холл в своей книге «Скрытое измерение»(Е.Т. Hall: The hidden Dimension. Man's Use of Space in Public and Private. 1966) описывает культуральное значение 4 различных дистанций при коммуникации (а также ближней и дальней фазы внутри каждой из них).

Согласно Холлу, дистанции определяются способом эмоционального взаимодействия и отражают его. Он также говорит о возможной роли различных органов чувств для установления и удержания той или иной дистанции. Важным для нас является то, что Холл ясно показывает: хотя существует некоторая биологическая основа для установления отношений на различных дистанциях, сами эти дистанции для одного и того же типа контакта сильно отличаются в различных культурах, а также в зависимости от ситуации и других людей, в нее вовлеченных... Его описания основываются на наблюдении и интервьюировании «нормальных взрослых американцев среднего класса северного и восточного побережья Штатов».

Дистанция Ближняя фаза Дальняя фаза
Интимная (Физический, комфортный, эротический контакт, защита) не используются дистантные органы чувств используется запах может ощущаться тепловая радиация партнера из-за короткой дистанции зрительные образы не очень четкие слышен голос партнера (часто) (15-45 см - расстояние, на котором возможно «схватить») визуальные детали искажены низкий уровень громкости голоса запах и тепло тела различаемы
Эпизодическая, личностная (50-80 см - расстояние, на котором возможно «схватить») минимальное визуальное искажение, лицо видно исключительно ясно (80-130 см - «на расстоянии вытянутой руки») включенное личностное взаимодействие при ограниченном физическом влиянии
Социально-совещательная (нет возможности для прикосновений, взаимодействие через голос) (130-225 см) обезличенное деловое общение, обычная дистанция между коллегами, взгляд сверху вниз (225-375 см) формальный обмен, уровень громкости голоса значительно громче, использование конторок и столов для подчеркивания дистанции, возможно отсутствие разговора
Публичная (3,75-8 м) формальное взаимодействие, расстояние «полета» (более 8м) 10 м на расстоянии от важной фигуры


Работа с границами должна включать в себя:
- работу над развитием наблюдающего Эго;
- помощь клиентам в развитии дифференцированной идентичности;
- работу с ощущением и обозначением границ.

 

При работе с границами можно выполнить специальное упражнение*. Для него потребуется толстая нитка (лучше шерстяная), или веревка. Суть упражнения заключается в том, чтобы клиент очертил в пространстве свои границы так, какими он их видит.

После того, как границы визуализированы, можно расспросить клиента о том, как он внутренне ощущает свои границы. Далее можно попросить клиента проследить, что меняется в его теле и в его отношении, если другой человек приближается к его границам, затем что происходит, если другой пересекает их.

Несмотря на всю простоту упражнения, оно очень диагностично. Некоторые клиенты никого не пускают в свои границы, если кто-либо приближается к ним, то у них повышается тревожность. Некоторые, напротив, вовсе не держат свои границы - "заходи кто хочет и бери что хочешь".

Вопрос личных границ актуален во всех сферах жизни. Стоит ли говорить о том, что, например, водитель "хорошо припаркованного" посреди дороги автомобиля нарушает тем самым границы остальных водителей, а шумящие в поздний час соседи сверху явно имеют проблемы с границами.

 

Подробнее об этом Вы можете узнать, изучив базовый курс бодинамики, или почитать в книге «Телесная психотерапия. Бодинамика.» Редактор составитель – В.Б. Березкниа-Орлова. Читать подробнее


* Приведенное здесь упражнение для работы с границами было продемонстрировано Эриком Ярлнесом на базовом курсе бодинамики.


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Полезные ссылки:

Рубрикатор книг



telo.by - телесно-ориентированная терапия, энергоинформационная медицина

Методика оздоровления и омоложения Анкхара

Rasstanovki.by - системные расстановки по методу Берта Хеллингера. Семейные, структурные, организационные расстановки.
Рейтинг@Mail.ru