Терапия

Главная » Терапия » Коучинг

25.01.11Коучинг

Коучинг

Почему человек не всегда способен добиться успеха во всех начинаниях? “Каждому свое. Человек не может быть одинаково успешен во всех сферах своей жизни” – ответите вы, и будете совершенно правы. Человек на самом деле должен уметь расставлять приоритеты, выбрать ту сферу деятельности, к которой у него есть наибольшие способности и, что самое главное, должен иметь неуемное желание заниматься данной деятельностью. Если у человека присутствует огромное желание работать в определенной сфере деятельности, но нет необходимых навыков – он всегда может приобрести их на курсах повышения квалификации, в процессе самостоятельного изучения основ работы (на теоретическом уровне), либо начать непосредственную работу с дальнейшим приобретением практических знаний и умений (что обладает высокой степенью риска в виду незнания азов и правил данной деятельности).

Допустим, вы уже расставили приоритеты и знаете, чем хотели бы заниматься. Однако у вас сразу же может промелькнуть мысль: “А вдруг у меня не получится?”. Вами одолевает страх неудачи, не позволяющий сделать первый и самый важный шаг в вашей жизни. В вас вселяются сомнения, с которыми вы не в состоянии совладать собственными силами. Безусловно, вы можете приобрести множество дисков с аутотренингами или сходить на семинар под названием “Как приобрести уверенность в  собственных силах”. Эти способы действительно помогли многим людям поверить в себя и решиться сделать первый шаг, смотреть только вперед. Но что делать, если ни первый ни второй способ не работает? К счастью, на этот вопрос есть ответ…

В 70-х годах ХХ века в Соединенных Штатах Америки и странах Западной Европы приобрел большую популярность новейший метод профессионального и личностного развития, название которого уходит своими корнями в область спорта. Этот метод носит название “коучинг”.

На сегодняшний день существует множество определений понятия “коучинг”. В общем виде под “коучингом” понимается целенаправленный процесс сотрудничества коучера и клиента, основной целью которого является личностный рост клиента, усовершенствование навыков, повышение уверенности в собственных силах, улучшение выполнения текущей деятельности, повышение жизненного опыта. В процессе коучинга первоначальная задача наставника – помочь клиенту реализовать тот великий потенциал, которым он обладает, но по каким-то причинам до сих пор не проявили его. Точно так же, как тренер профессиональной футбольной команды определяет, на какой позиции каждый из футболистов способен играть наиболее профессионально, чтобы принести максимальную пользу команде, эффективный коучер определяет потенциал каждого клиента и помогает выбрать тот вид деятельности, в котором имеющийся потенциал будет наиболее эффективно применен. Изначально коучер определяет истинные цели и желания человека, в какой сфере деятельности он действительно хотел бы быть задействован (это должно быть именно желание клиента, а не родителей, друзей, коллег и т.п.), так как работа, которая не приносит удовольствия, в очень редких случаях может быть выполнена эффективно.  В дальнейшем коучер работает над применением навыков человека в его сфере жизни, для которой предназначены данные навыки.

Некоторые из известных авторов, осветляющих в своих книгах вопрос коучинга, очень часто применяют его сугубо к профессиональной деятельности человека. На самом деле, в начале развития коучинга предполагалось его применение в сфере деловых отношений, однако, в связи с учащающимися случаями отсутствия взаимопонимания между членами семьи, скандалами и, как результат, наблюдающейся динамикой роста числа  разводов, вскоре начал приобретать популярность семейный коучинг, помогающий парам выйти из эмоционального, морального и даже интимного тупика.

Профессию “коучер” многие понимают как “наставник”, “учитель”, однако это не совсем верно. Наставник при работе с человеком основной упор делает на свой собственный опыт, ведет за собой и вдохновляет человека на взятие новых вершин. Наставник для многих является примером того, как необходимо достигать успеха, он – пример наивысших жизненных достижений, истинный пример для подражания. Именно харизму использует наставник при помощи людям, основной принцип: “Если у меня получилось – значит, получится и у вас!”. Учитель и вовсе является профессией, главная задача которой - доведение существующих теоретических (у некоторых учителей и практических) знаний и основ различных наук до сознания человека для того, чтобы столкнувшись с необходимостью решения изучаемой ранее проблемы человек не растерялся и смог успешно найти ее решение. Исходя из вышеизложенного, понятия “наставник” и “учитель” могут лишь условно считаться синонимами понятия “коучер”.

Коучер, в отличии от наставника, не дает конкретных ответов на все вопросы клиента, и тем более не рассказывает в точности до мелочей план конкретных действий. В отличии от учителя коучер не заваливает клиента множеством непонятной для последнего теоретической информацией. Методика работы профессионального коучера построена на диалоге с клиентом. Быть может, спустя пять минут после разговора с клиентом коучер досконально знает проблему клиента и путь к ее решению, однако он, при помощи наводящих вопросов и конструктивного диалога позволяет клиенту самому прийти к верному решению свой проблемы. Коучер всегда является помощником для клиента, готовым оказать всяческую поддержку в трудную минуту и скорректировать путь развития клиента в случае очевидного отклонения от верного пути, приводящего клиента к победе над своими страхами и своей неуверенностью. Данная методика работы позволяет клиенту осознать, что он всего достиг своими усилиями, тем ценнее будет для него полученный жизненный опыт, тем выше будет цена победы. Все, что достается человеку легко, без затраченных усилий, как правило, также легко и уходит от него, причем ощущение потери у человека гораздо слабее, чем от потери того, что досталось, цитируя Антона Семеновича Шпака, “непосильным трудом”.

По окончании совместной работы над истинными целями клиента, усилия коучера концентрируются на помощи клиенту в преодолении внутренних препятствий, мешающих эффективно желаемых целей. Для этого коучер обращается непосредственно к внутренней психической среде клиента, в которой проявляется отношение человека к окружающей действительности и самому себе. При помощи таких методов, как непосредственный разговор, наблюдение за поведением клиента, тестирование и анкетирование, коучер производит работу над организацией и  корректировкой внутренней психической среды клиента, последовательно избавляя клиента от негативных установок, заменяя их положительными, а также повышая его творческие навыки.

Непосредственный процесс коучинга в большинстве случаев проходит в четыре этапа:

1. Определение основных задач и целей сессии коучинга, выделение главнейших приоритетов на данное занятие. Клиент при помощи коучера уточняет основные задачи и цели, которые должны быть достигнуты по окончанию коуч-сессии. На данном этапе коучер задает клиенту вопросы: “Чего вы на самом деле хотите достичь?”, “Что вам необходимо для того, чтобы ваша цель была достигнута?”.

2. Сбор информации и непосредственный ее анализ. Коучер выясняет текущее положение клиента и его понимание реальности – его внешние и внутренние страхи и опасения, возможности клиента и имеющиеся в наличии ресурсы для достижения основной задачи. Работа на данном этапе происходит в следующем направлении: коучер задает клиенту вопросы “Как вы сами оцениваете ситуацию, сложившуюся в вашей жизни на сегодняшний день?”, “Вы можете описать данную ситуацию более детально?”, “В какой степени сложившаяся ситуация находится под вашим контролем?”, “Кто-нибудь кроме вас способен влиять на данную ситуацию?”, “Какими основными ресурсами для достижения успеха вы обладаете в данный момент?”, “Какие, на ваш взгляд, дополнительные ресурсы могут понадобиться вам для достижения цели?”, “Какие основные внутренние препятствия вам придется преодолеть на пути к цели?”.

Посредством вопросов коучер старается понять ситуацию клиента, сложившуюся на текущий момент времени. Далее коучер уточняет, все ли он правильно понял. Главная заслуга этого этапа в том, что клиент имеет возможность самостоятельно проанализировать свою ситуацию со всеми преимуществами и недостатками, выразить свое отношение к ситуации, понять свои основные факторы, препятствующие достижению успеха.

3. Рассмотрение имеющихся вариантов достижения поставленной цели, выбор лучшего из имеющихся вариантов. Основные вопросы, которые задает коучер клиенту на данном этапе: “Какими средствами вы способны достичь цели и что вы можете сделать для этого?”, “Какой из рассматриваемых вариантов решения кажется вам наиболее перспективным?”, “Как вы оцениваете ваши возможности, если бы вы обладали большим количеством времени, более стабильное материальное положение, занимали бы более высокую должность?”, “Какую из представленных возможностей вы выбираете и готовы немедленно реализовывать?”.

4. Составление плана конкретных шагов, необходимых для достижения цели. На данном этапе коучер задает клиенту вопросы относительно того, что клиент собирается предпринять для улучшения текущей ситуации, какие шаги он видит основными на данный момент, с чего он планирует начать путь к успеху, в какие сроки клиент планирует достигнуть своей цели.

5. Поддержка и всяческая помощь на пути движения клиента к цели. Этот этап является одним из самых сложных, но и наиболее важных в процессе коучинга. В процессе достижения цели коучер выслушивает доклад клиента о проделанной работе, определяет положение клиента на пути к цели, исследует наличие отклонения текущих действий клиента от его оптимальных шагов, в случае выявления несоответствия действий намеченной цели коучер корректирует эти цели, ставит перед клиентом новые задачи, составляет при непосредственном участии клиента план действий на последующие периоды работы. При необходимости задачи, поставленные перед клиентом, могут подлежать разбиению на более мелкие задачи.  Клиент, в свою очередь, рассказывает коучеру, какие ресурсы он задействовал для решения текущих задач, с какими проблемами столкнулся, что получилось, а что – нет.  Основные вопросы коучера к клиенту на пятом этапе: “Какие задачи были успешно выполнены после последней нашей встрече?”, “Что было сделано для более эффективного достижения целей?”, “Какие задачи вы не успели выполнить и по каким причинам?”, “С какими трудностями вам пришлось столкнуться при выполнении задач?”, “Как вы полагаете, что вам необходимо сделать для нейтрализации влияния этих трудностей на процесс достижения конечной цели?”.

В завершение хочется сказать, что процесс коучинга уже помог миллионам людей справиться со своими внутренними проблемами и страхами, эффективно достичь самых желанных и, на первый взгляд, несбыточных целей, организовать свое рабочее время, наладить взаимоотношения с самыми близкими людьми. В связи с тем, что коучинг применим абсолютно ко всем областям жизни человека, можно сделать предположение относительно большого будущего данного метода личностного роста не только в Западных странах, но и в странах бывшего Советского Союза.

Автор: Антон Ясыр
для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)
Категория:

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Полезные ссылки:

Рубрикатор книг



telo.by - телесно-ориентированная терапия, энергоинформационная медицина

Методика оздоровления и омоложения Анкхара

Rasstanovki.by - системные расстановки по методу Берта Хеллингера. Семейные, структурные, организационные расстановки.
Рейтинг@Mail.ru