Терапия

Главная » Терапия » Когнитивно-поведенче...

22.02.11Когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Уважаемый читатель, вам, наверное, хотя бы раз доводилось наблюдать за тем, как разные люди ведут себя в одинаковых ситуациях. Часто ли вам доводилось встречать абсолютно одинаковые модели поведения разных людей? Если да, значит у этих, идентично ведущих себя людей, совпадает восприятие данной ситуации. Почему чаще всего, попадая в практически одинаковую ситуацию, многие люди реагируют на нее по-разному? Это связано с наличием сотен возможных вариантов реакции на какую бы то ни было ситуацию, в которую попадает человек. Поведение человека диктуется его восприятием ситуации, а восприятие, в свою очередь, формируется из накопленного жизненного опыта. Простейший пример – поход человека на работу. На сегодняшний день на многих предприятиях организован контроль над соблюдением работниками своего рабочего времени. За несвоевременный приход на рабочее место на человека налагается штраф, или же он получает выговор.

Допустим, человек взял за привычку опаздывать на работу из-за того, что постоянно не мог вовремя проснуться. И вот однажды, в день выплаты заработной платы, он обнаружил факт зачисления меньшей суммы средств по сравнению с прошлым месяцем. Когда он пошел в бухгалтерию с целью выяснения причины такого расхождения, ему сообщили, что за многочисленные опоздания из его заработной платы было высчитано 30 процентов. Ранее человек считал, что опоздания остаются безнаказанными (опыт), поэтому не уделял своевременному приходу на работу должного внимания (восприятие), и потому часто опаздывал (поведение). Теперь же человек на собственном опыте убедился в последствиях несоблюдения правила своевременного прихода на рабочее место, и, во избежание повторения ситуации, взял за привычку с вечера подготавливать одежду и заводить будильник. Его поведение изменилось вследствие изменения его восприятия.

Вышерассмотренный пример является положительным, так как в результате получения жизненного опыта человек смог внести улучшения в собственную жизнь. Однако существует множество примеров, когда люди приобретают негативные установки и комплексы вследствие получения отрицательного жизненного опыта. Данные установки крепко укореняются в подсознании человека, мешая ему жить полноценной жизнью. Если человек в определенной ситуации приобрел негативный жизненный опыт, мозг человека запоминает случившееся и, в случае повторения данной ситуации, будет посылать руководство к действию (уйти от ситуации) либо бездействию (никак не реагировать на ситуацию). Именно поэтому многие люди, получившие отказ на первом собеседовании, боятся ходить на все последующие собеседования, а молодые люди, получившие при попытке знакомства “от ворот поворот”, очень часто замыкаются в себе и больше не предпринимают попыток знакомства, даже если шансы на позитивный результат велики. Нами постоянно руководят наши мысли, все люди находятся под постоянным влиянием собственных мыслей и образов.

Как быть человеку, у которого сформировалось множество негативных мыслей, мешающих идти навстречу судьбе, покоряя новые неизведанные горизонты? Способ есть, и имя ему – “когнитивно-поведенческая психотерапия”.

Когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой одно из современных направлений психотерапии, которое опирается на значительную роль познавательных процессов  происхождении человеческих комплексов и психологических проблем.

Основную функцию познания у человека выполняет мышление. Создателем когнитивно-поведенческой психотерапии является Аарон Темкин Бек, американский психиатр, профессор кафедры психиатрии Университета Пенсильвании. Именно Аарон Бек дал миру такие основные модели и концепции в когнитивной психотерапии, как Опись тревоги,  Шкала безнадежности Бека, Шкала Бека для суицидальных идей Опись депрессии Бека. На сегодняшний день когнитивно-поведенческая психотерапия признана одной из наиболее эффективных форм психотерапии в лечении состояний депрессии и предотвращения суицидальных наклонностей человека.

Когнитивно-поведенческая психотерапия применяет принципы изменения поведения человека для обнаружения существующих мыслей (когниций) и обнаружения тех мыслей, которые являются источниками  проблем. Поведенческие техники используются с целью устранения негативных мыслей, создания новых стереотипов мышления и способов анализа проблем, а также с целью подкрепления новых утверждений.  Данные  техники включают: а) обнаружение желательных и нежелательных мыслей и определение факторов их появления; б) проектирование новых стереотипов; в) применение воображения для визуализации того, как новые стереотипы могут быть согласованы с желательным поведением и эмоциональным благополучием; г) использование новых умозаключений в настоящей жизни, в реальных ситуациях, главная цель – принять их за привычный образ мышления человека.

Основная мысль когнитивной психотерапии заключается в том, что все психологические проблемы человека исходят от направления его мышления. Вовсе не обстоятельства становятся главной преградой человека на пути к гармоничной счастливой жизни – человек своим собственным разумом формирует то или иное отношение ко всему происходящему, формируя в себе не самые лучшие качества (страх, робость, пассивность, злость, паника). Человек, неадекватно оценивающий значение окружающих его людей, вещей и событий, наделяет их качествами, которые никогда не были им присущи. И этот принцип работает во всех жизненных сферах. Так, например, на работе, если ваш начальник пользуется у вас незыблемым авторитетом, любое его мнение тут же заставит вас покорно согласится с ним, пусть даже ваш разум и понимает парадоксальность этого мнения. Если же вы создали в своих мыслях образ строгого начальника, которого все боятся – вы невольно будете ждать, когда начальник проявит эти качества. Когда мнение начальника о вас значит слишком много, то любой укор с его стороны по отношению к вам может быть крайне болезненно воспринят, что скажется на вашей работоспособности и собственном мнении о себе как о работнике.

В семье влияние мыслей на человека носит более выраженный характер, нежели на работе. Если женщина считает, что мужчина является главным во всех семейных вопросах, и женщина не имеет права ему перечить – значит, она всю жизнь обречена будет терпеть его агрессию, о равноправии в такой семье говорить не приходится. Отношение женщины к роли каждого из членов семьи основывается на страхе, она боится вызвать немилость мужа, и это зачастую необоснованный страх, вызванный только ее мыслями. При работе с данной пациенткой профессиональный психотерапевт должен помочь ей на отношения в семье другими глазами, сломать выстроенный своими же руками стереотип “мужа-вседержителя”, не бояться высказывать супругу свое мнение, и наилучший способ сделать это – пойти наперекор привычной модели поведения, и понаблюдать за результатом.

Как вы думаете, почему так много людей бояться какого-то важного события, а при его наступлении понимают абсурдность своих опасений? Именно по причине собственной надуманности проблемы. Даже если человек столкнулся с подобной ситуацией впервые в жизни, он уже дает ей определенную оценку, которая, словно шаблон, отпечатывается в его памяти и в дальнейшем, при очередном повторении подобной ситуации поведение человека будет производиться с учетом данного шаблона. Именно поэтому люди, пережившие в своей жизни пожар, при виде огня отходят на несколько метров от его источника. Это касается всего – и стихии, и людей, и вещей – если у человека вызывается сильная реакция под действием одного из факторов, его отношение к данному фактору меняется.

Джордж Келли, один из соавторов когнитивной терапии, разработал техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления. При лечении пациентов он использовал ролевые игры, предлагая человеку играть роль личности, не похожей на него самого. В итоге Келли пришел к однозначному выводу, что причиной всех психологических проблем являются неадекватные мысли человека, которыми он обладает в настоящем, а вовсе не его негативный опыт в прошлом. Первоочередная задача психотерапевта при лечении таких пациентов – выявление категорий мышления человека, приводящих к страданиям и неврозам, и замена данных категорий. Психотерапевт должен помочь человеку обучиться новым способам мышления, которые позволят человеку более адекватно оценивать жизненные ситуации, не завышая либо пренебрегая их значимостью.

Сторонники когнитивно-поведенческой психотерапии считают наиболее приемлемым методом лечения психических расстройств личности выявление и последующее изменение внутренних “глубинных” проблем человека, которые являются доступными для его осознания. Пациенты с нарушениями чувства личности являются наиболее сложными для лечения, так как чаще всего направляются к психотерапевту под давлением со стороны семьи, не имея никакого желания изменяться. Человек, не осознающий свою проблему и не имеющий желания бороться с ней, испытывает внутреннее сопротивление, что негативно сказывается на результате лечения. В процессе попытки изменения мыслей и поведения человека наиболее сложным является стимулирование пациента к изменениям, так как человек очень неохотно покидает свою зону комфорта, многие пациенты не понимают, с какой стати они должны что-либо менять в жизни, если они превосходно чувствуют себя с данными мыслями и моделью поведения.

Как и многие другие виды психотерапии, когнитивно-поведенческая психотерапия имеет свои разновидности. Наиболее популярными и применяемыми видами когнитивно-поведенческой психотерапии являются:

1. Когнитивная терапия. В основе когнитивной терапии – принятие в качестве основной проблемы всех эмоциональных расстройств человека его заведомую фиксацию на мыслях о потенциальной неудаче. Человек охвачен мыслью о провале задолго до события, ему присуща крайне негативная самооценка, и даже наименьшая неудача рассматривается человеком как конец света. Данный вид терапии заключается в распознавании тенденций возникновения у человека негативных мыслей, выполнении домашних заданий, предназначенных для получения успешного опыта. Чем больше успешных событий будут происходить в жизни человека, тем быстрее возможно создание у него позитивного мышления о мире и самом себе. Больному демонстрируют примеры позитивных умозаключений, которые он использует на практике до полной замены старого стереотипа “неудачника” на образ успешного человека.

2. Терапия методом скрытого моделирования. Пациенты представляют развитие ситуации в результате их поведения, проводят анализ предполагаемых действий, которые они могут совершить, чтобы справиться с ситуацией. Пациенты зачастую используют техники релаксации, что позволяет им избавится от чувства тревоги и снизить действие стресообразующих факторов. Данный метод применим при лечении страхов и неуверенности человека в собственных силах.

3. Тренинг контроля тревоги. Психотерапевт обучает человека использовать чувство тревоги как сигнал к мышечной релаксации.  При работе с пациентом психотерапевт использует широкий спектр воображаемых ситуаций с целью подготовки клиента к наиболее часто встречающимся жизненным ситуациям. Целевая аудитория, на которую направлены данный тренинг – люди, не способные собраться в важнейших жизненных ситуациях для принятия спокойного решения вследствие чрезмерной тревоги.

4. Рационально-эмотивная терапия. Многие люди характеризуются наличием мыслей “я должен быть лучшим”, “меня должны любить и уважать”. Данные мысли приводят к тому, что при каждом несоответствии реальности данным мыслям человек испытывает стресс, воспринимает это расхождение как ужасное событие. Рационально-эмотивная терапия заключается в том, что пациента мотивируют к принятию более реалистичных адекватных мыслей, которые в наибольшей степени основаны на реальной, а не вымышленной жизни пациента. Умение принимать подобные решения оградит человека от лишних стрессов, он перестанет быть зависимым от своих фантазий.

5. Тренинг "прививка против стресса". По определению данного тренинга чудодейственной прививкой против стресса должна стать релаксация, которой пациент обучается при помощи психотерапевта. Клиент специально вводится в стрессовую ситуацию. Данная ситуация помогает пациенту получить опыт использования методики релаксации, что пригодится в дальнейшем при столкновении с реальными жизненными трудностями.

6. Терапия методами решения проблем. Решение жизненных проблем требует наличия у человека навыков знания и выбора средств решения проблемы, нахождения альтернативных путей решении проблемы, прогнозирования результатов при применении того или иного средства решения проблемы. При применении данного вида терапии пациенты обучаются формулированию своих жизненных проблем, поиску возможных решений и выбора наилучших из решений. Пациенты сами контролируют процесс сопоставления средств решения и предполагаемых результатов, а также обучаются способности самостоятельной оценки собственного поведения.

Для того, чтобы сеанс когнитивно-поведенческой психотерапии был эффективным, необходимо обеспечить трехкомпонентный психотерапевтический подход. Если осуществлять сугубо когнитивный подход и пытаться при помощи убеждений способствовать преодолению у пациента искажений, это вряд ли подействует. Попытки создания во время сессии возможностей для выхода подавляемых ранее эмоций при помощи воспоминаний либо фантазий обособленно от убеждений не обеспечат  успех. Поэтому следует применять психотерапевтическую программу, которая охватывает все три области – убеждения, фантазия, воспоминания.

Автор: Антон Ясыр
для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihoterapevtКомментарии(0)
Категория:

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Полезные ссылки:

Рубрикатор книг



telo.by - телесно-ориентированная терапия, энергоинформационная медицина

Методика оздоровления и омоложения Анкхара

Rasstanovki.by - системные расстановки по методу Берта Хеллингера. Семейные, структурные, организационные расстановки.
Рейтинг@Mail.ru