Статьи

Главная » Достижение целей » Виды психологических ...
Психологический тренинг

Виды психологических тренингов

Виды психологических тренингов

Каждый из нас наверняка имеет большое желание достичь успехов в личной жизни и на работе, быть может даже стать знаменитым. Однако не все способны реализовать свои желания, и дело здесь вовсе не в ограниченном количестве “мест под солнцем”, хотя не без этого. Главным фактором отсутствия успеха у человека является недостаток определенных знаний и умений либо неумение реализовывать эти знания и умения.

Типичным примером вышесказанному может быть продавец в компании, занимающейся сетевым маркетингом. Что должен уметь продавец для того, чтобы быть успешным? Правильно – досконально знать свой товар, его свойства и характеристики, а также уметь представить, разрекламировать свой товар потребителю так, чтобы последний безудержно хотел приобрести его. Если продавец не сможет презентовать товар в выгодном свете, то будь это даже самым выгодным предложением на рынке – клиент не приобретет его. И, напротив, никакие навыки коммуникации не помогут продавцу, если он не обладает достаточным уровнем знания про собственный товар.

Вы можете возразить: “Но ведь сфера торговли обладает собственной спецификой! Разве можно сравнивать ее с другими областями жизни?”. Насчет торговли вы абсолютно правы – этот вид деятельности требует от человека, вовлеченного в нее, специфических навыков и знаний. Однако, разве занимаясь любым другим делом вы не испытываете потребности в знании этого дела? Или для того, чтобы успешно контактировать с окружающими вас людьми вам не следует обладать навыками коммуникации? Безусловно, эти два фактора особенно важны в любом деле, чем бы вы не занимались.

К несчастью для нас, далеко не все люди рождаются мастерами общения и профессионалами своего дела. Возникает резонный вопрос: “Куда бежать и что делать?”. Хорошая новость состоит в том, что бежать-то никуда и не надо, действенный метод находится рядом с вами, и называется “психологический тренинг”.

Профессиональный психологический тренинг должен проводиться под руководством  ведущего (руководителя) тренинга, в группе, состоящей из восьми и более человек. Выполнение данных условий являются важным, так как психологический тренинг предполагает практику, а невозможно приобрести навыки общения наедине с самим собой, а без руководителя группа способна отклониться от заданного курса.

Следует отметить, что изо дня в день количество психологических тренингов увеличивается, для каждой конкретной области существует не менее одного психологического тренинга. Рассмотрим самые распространенные из них:

1.  Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

- Тренинг развития зрительной памяти. Человеку поочередно в течение нескольких секунд показывается два рисунка, с виду одинаковых, однако обладающих десятью отличиями. После этого человеку предлагается вспомнить эти отличия и записать их на листе бумаги.

- Сочинение историй. Тренинг состоит в том, что человек выбирает несколько слов, не связанных между собой, однако начинающихся на одну букву, и придумывает небольшой рассказ или стихотворение с употреблением этих слов. Очень эффективный метод развития воображения человека.

- Задачи на развитие логического мышления. Тренинг проводится при помощи задач содержащих причинно-следственные связи. Например: Во время дождя тротуары становятся мокрыми. Сейчас тротуары мокрые, значит идет дождь.

- Тренинг “Поиск ассоциаций”. Тренинг заключается в запоминании слов в четко произнесенной последовательности. Так, людям может быть предложено запомнить тридцать не связанных между собой слов. При этом во время их произнесения на экране будут появляться вспомогательные опорные слова, характеризующие слово, которое необходимо запомнить. Если произносится слово “машина”, человек ищет на экране слово “скорость”, которое и будет являться опорным. Таким образом, у человека выстраивается ассоциативный ряд, помогающий запомнить большее количество слов, тем самым вырабатывая способность к построению логических умозаключений.

- Процедура “Групповая картина”. Один из участников держит в руках лист бумаги, рисует в своем воображении картину и начинает детально описывать ее. Другие участники тренинга пытаются мысленно увидеть нарисованную картину, после чего лист бумаги передается другому участнику, добавляющему свои элементы в картину. Процесс продолжается до тех пор, пока один из участников не решит, что картина полностью “нарисована” и не требует дополнений.

- Упражнение на развитие тактильной памяти. Под тактильной памятью понимается способность человека запоминать собственные ощущения от прикосновения к различным предметам. Для развития тактильной памяти используют упражнение с карточками. Возьмите 10 карточек с поверхностями различной степени шероховатости с номерами от 1 до 10, и положите их номерами к низу. Потрогайте каждую из них, прочувствуйте свои ощущения, а затем перемешайте их. Далее с закрытыми глазами попытайтесь угадать числа, обозначенные на них.

- Упражнение “Антивремя”. Данное упражнение великолепно подходит для развития воображения. Каждому из участников дается задание придумать рассказ на определенную тему, после чего участники рассказывают сочинения “задом наперед”, прокручивая время назад.

- Упражнение "Вставить слово". Упражнение, помогающее развивать вербальную беглость. Участнику предлагается список из пар слов, и задача участника – найти третье слово (указывается точками между приводящимися словами), обозначающее то же, что и приведенные слова. Например: “Должность ... воздержание от пищи?”. Путем нехитрых умозаключений вместо знака “…” вписывается слово “пост”, и так далее.

- Упражнение “Домино”. Участники рассаживаются в круг, каждому из них выдается несколько открыток с рисунками. Первый участник кладет открытку на стол изображением вверх и начинает рассказ своей истории. Это может быть реальная или выдуманная история, увиденный сон, анекдот, фантазия – все что угодно, главное чтобы этот рассказ содержал упоминание о предмете, изображенном на открытке. Окончив свой рассказ, участник передает ход другому человеку, и тот продолжает рассказ предыдущего участника, упоминая в нем про изображение на своей открытке, и так продолжается до того момента, как каждый участник расскажет про изображения на всех открытках.

2. Коммуникативные упражнения.

- Процедура “Всеобщее внимание”. Целью данного упражнения является развитие способности применения человеком вербальных и невербальных средств общения, а также привлечение внимания окружающих посредством различных средств общения. Перед каждым участником ставится задача – привлечь внимание окружающих без применения физических действий. После выполнения задания всеми участниками обсуждаются итоги и выносятся результаты и рекомендации.

- Процедура “Агрессивный контакт”. Данный тренинг позволяет обучиться дать неагрессивные ответы на давление и агрессию со стороны другого человека. В начале тренинга участникам даются варианты ответов на агрессивные выпады, после чего участники делятся на группы и получают бланки, разделенные на 2 колонки – в первой колонке приведены варианты агрессивных высказываний, а во второй колонке участники должны вписать подходящие на их взгляд варианты ответов на агрессию. После выполнения задания тренер поочередно задает каждой группе агрессивный вопрос, на который группа дает ответ. В случае несогласия членов других групп с ответом принимаются обоснованные замечания, вносятся коррективы.

- Процедура “Визуальное чувствование”.  Цель – развитие перцептивных навыков восприятия участниками друг друга. Все участники садятся в круг, и тренер просит их посмотреть друг на друга в течении 2 минут, после чего все закрывают глаза и фиксируют в памяти лицо человека, которое лучше всего удалось представить. После упражнения подводятся итого, участники делятся впечатлениями. При необходимости упражнение повторяется. Задача участников состоит в воспроизведении в памяти максимально возможного числа лиц других участников.

- Упражнение “Диспут”. Великолепное упражнение для развития навыков активного слушания. Участники делятся на две команды, после чего определяется, какая из команд будет сторонниками, а какая – противниками рассматриваемой темы дискуссии (например, сторонники и противники интернет-знакомств). Высказывание аргументов “за” и “против” происходит по очереди каждым из участников. Целью упражнения является не навязывание своей точки зрения по рассматриваемому вопросу, а четкое принятие и, что главное, понимание аргументов противоположной группы. Аргументы другой команды начинают приводиться только после того, как выступающий дал знак о том, что его аргументы восприняты и правильно трактованы. В заключении упражнения делаются выводы относительно правильности понимания позиции каждой из групп, рассматриваются допущенные ошибки и способы их исправления.

- Упражнение “Выход из контакта”. В жизни нередко встречаются ситуации, когда человек опаздывает на важную деловую встречу, однако по дороге встречают старого знакомого, который никуда не торопится и начинает расспрашивать о том, как дела дома, на работе и т.п. Многие люди при этом теряются, не могут решиться дать понять знакомому, что сильно спешат, в результате опаздывая на встречу. Именно для подобных целей существует данный тренинг. Участники разбиваются по группам, и по одному человеку из группы разыгрывают вышеописанную сцену между собой – один из участников изображает “знакомого”, а другой – героя тренинга. По окончанию отыгрыша ситуации участники меняются ролями. В итоге происходит обсуждение важнейших моментов ситуации, выделяются альтернативные варианты поведения человека в подобных случаях.

- Процедура “За кругом”. Интересная методика, рассматривающая явные и неявные причины дискриминации. В упражнении обязательно участие нечетного количества участников. В начале упражнения участники начинают хаотичное движение по комнате, после чего по команде ведущего соединяются в пары, образуя круг. Участник, которому не хватило пары, пытается проникнуть в центр любой из созданных пар. Того, по чьей вине участник был пропущен в круг, выдворяют из круга и он повторяет путь прошлого участника. Продолжительности тренинга – 10 минут.  При подведении итогов участники рассказывают о том, каким притеснениям они подвергались в процессе тренинга. Упражнение дает каждому участнику осознание негативной роли дискриминации в обществе, учит их проявлению милосердия по отношению к другим людям.

- Процедура “Мимика и пантомимика”. Благодаря данному упражнению человек оттачивает свои способности к внешнему выражению эмоций, передаче педагогических переживаний. Данное упражнение выполняется в домашней обстановке перед зеркалом. Участник данного индивидуального тренинга должен изобразить максимально возможное количество эмоций – гнев, удовлетворение, страх, смех, волнение, иронию и т.п.

- Процедура “Комфортное расстояние”. Позволяет участникам тренинга понять осознать сущность понятия “зона комфорта”. Один из участников становится в круг, из которого к нему поочередно начинают приближаться другие участники тренинга. Человек, находящийся в круге, говорит другим участникам, где им следует остановиться. Далее происходит замена участника. Таким образом, определяется зона комфортного взаимодействия.

- Процедура “Метафора”. Участники становятся в круг, и один из участников тренинга выходит в центр круга. Он принимает удобную для него позу, ведет себя раскованно, выражение лица принимает такой вид, какой пожелает сам учасник, мимика может быть изменена в любой момент времени. Задача остальных участников состоит в формировании образа этого человека. Участники отвечают на вопрос: “Какие люди  окружают этого человека? и “Что рационально изменить в его образе?”. После ответа на поставленные вопросы участники делают выводы, делятся впечатлениями об увиденном. Задание считается выполненным, когда все участники тренинга побывают в центре круга. Целью упражнения является интерпретация невербальных составляющих процесса общения и овладения навыками детального описания ситуации.

- Рекламный ролик. Один из лучших тренингов на развитие навыков общения и убеждения. Один из участников группы назначается продавцом, основная задача котрого – разрекламировать товар таким образом, что его хотелось бы незамедлительно приобрести. Однако существует один нюанс – вместо карточек с названиями товаров на столе расположены карточки с… именами участников тренинга. Продавец не должен называть имя человека, которого он рекламирует (описывает его качества). Также участник может быть представлен в роли настоящего товара (например, кухонная плита, холодильник). Продолжительность рекламы – не более 1 минуты, после чего участники должны угадать, о ком шла речь в рекламе. Далее на авансцену выходит следующий участник.

- Процедура “Точка зрения”. Представляет собой эффективный тренинг по работе с возражениями. Участники делятся по парам, выбирают для себя тему дискуссии, распределяют роли (кто будет “за”, а кто “против” рассматриваемого вопроса). Основная цель – привести безоговорочные доводы, которые помогу склонить человека на свою сторону. Данное упражнение позволяет получить важный опыт убеждения другого человека в правоте своих доводов, а также способ легче принимать точку зрения, противоположную собственной.

- Ролевая игра “Былой конфликт”. Является резюмирующим работу тренинга упражнением. Каждый из участников по очереди вспоминает конфликтные ситуации из прошлого, свидетелем которых ему приходилось быть. Главный принцип упражнения – максимум свободы участникам. Каждый человек выражает свою точку зрения, не опасаясь за то, что может быть понят неправильно.

3. Упражнения личностного роста.

- Мозговой штурм “Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?”. Данное упражнение заключается в свободном высказывании участников тренинг относительно причин, побуждающих человека употреблять алкоголь и наркотические вещества. Наиболее часто встречающимися ответами на поставленный вопрос являются: достижение расслабленности; снятие барьеров в общении с людьми; приобретение нового опыта; удовлетворение любопытства. Каждый из ответов фиксируется ведущим на листке бумаги. В конце обсуждения подводятся итоги, рассматриваются методы замены удовольствия, получаемого от употребления алкоголя либо наркотиков, аналогичным удовольствием от менее опасных видов деятельности человека (например, занятие спортом, прослушивание музыки).

- Проекция “Я такой, какой я есть”. На листе бумаги каждый участник рисует себя так, чтобы никто больше не видел. После этого рисунки собираются в одну кучу и смешиваются. Затем начинается поочередный просмотр рисунков, высказывание мнений каждого из участников относительно изображения. Тренинг помогает участникам выработать более объективную самооценку.

- Процедура “Ассоциативный тест”. Тест способствует выработке у человека скорости мышления и реакции. Ведущий произносит слова, а участники должны как можно быстрее назвать слово, ассоциирующееся с названным ведущим словом. Человек, быстрее всех назвавший слово-ассоциацию, получает один балл. По окончанию упражнения путем сравнения количества баллов определяется победитель. Примеры ассоциаций: морковь – буряк, море – вода, школа – звонок и т.п.

- Игра “Пресс-конференция: 10 лет спустя”. Способствует более эффективному планированию человеком своей профессиональной деятельности, позволяет с легкостью справляться с преградами на пути к профессиональному росту. В начале игры участники ознакомляются с наиболее востребованными профессиями на рынке труда, выбирают наиболее понравившийся им вид деятельности, после чего они представляют себя достигшим успеха в выбранной области спустя 10 лет. Они представляют себя на пресс-конференции, специально для которой они заготавливают краткое выступление о своем нелегком пути к успеху, какие преграды пришлось пройти, чему научиться на курсах повышения квалификации, а чему научила жизнь. При этом, чем более детально рассмотрен каждый этап карьеры участника, тем больше пользы он и группа извлекут из данной игры. На время выступления остальные участники игры становятся представителями средств массовой информации, задавая каверзные вопросы. Благодаря дружеской непринужденной обстановке, в которой проходит игра, человек с большей долей вероятности способен построить свой индивидуальный план профессионального развития, а также усовершенствовать навыки общения и публичных выступлений.

- Упражнение "Я в будущем". Каждый из участников рисует себя таким, каким представляет спустя 10, 20 или 30 лет (в зависимости от оговариваемых условий), после чего каждый рисунок попадает под пристальный анализ других участников упражнения, а автор рисунка производит его защиту.

- Упражнение "Чувства". Данный тренинг помогает осознать, в какой степени человек вовлекается в проблему другого, находящегося в сильной зависимости, человека. В течении 10 минут человек рисует в мыслях картину общения с зависимым от алкоголя человеком, либо вспоминает подобное общение в своем прошлом. Человек должен подробно воспроизвести в памяти все чувства, которые он испытывал при данном общении. Далее участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о тех сильнейших эмоциях злобы, раздражения, обиды, сочувствия, жалости, сожаления, вины или презрения, которые им пришлось испытать. В последующем процесс обсуждения перемещается в общую группу, делаются выводы.

- Упражнение "Ценности". Великолепное упражнение на определение человеком собственных целей, познание человеком самого себя. Ведущий раздает каждому из участников группы бумагу, на которой записаны основные человеческие ценности, предлагая им выбрать из списка 5 ценностей, наиболее важнее для них, и 2 ценности, не очень значимые на сегодняшний день. После того, как выбор сделан, участники объединяются в подгруппы по 4 человека и обсуждают полученные результаты. В конечном итоге дискуссия переходит на уровень группы. Участники детально обсуждают каждый ответ, делятся друг с другом впечатлениями.

- Упражнение "Табу". Упражнение помогает человеку выработать качество выдержки, такое необходимое для сопротивления многим нецелесообразным искушениям, а также понять собственное отношения к ограничениям и запретам. Метод заключается в следующем: ведущий ставит на стол шкатулку, говоря участникам о том, что ее ни в коем случае нельзя трогать. Будучи заинтригованными, участники начинают всячески проявлять свои действия по отношении к шкатулке – кто-то встает и подходит к ней, начинает рассматривать ее со всех сторон, другой глазами начинает “поедать” шкатулку, словно пытаясь открыть ее. Некоторые участники ничего не предпринимают, что также является действием (“пассивность”). Главное в данном упражнении не словесное обьяснение предполагаемых действий, а непосредственное действие, и задача ведущего – побудить человека к действию.

На сегодняшний день изобретено множество разнообразных психологических тренингов, помогающих человеку освоиться в самых затруднительных жизненных ситуациях, и тренинги, рассмотренные в данной статье, представляют лишь верхушку величайшего айсберга под названием “психологический тренинг”. Каждый человек может выбрать свой тренинг для решения сложившейся жизненной проблемы, главное – выбрать, сделать шаг навстречу миру свободы и счастья. Неразрешимых проблем не бывает.

Автор: Антон Ясыр
для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)
Категория:Достижение целей

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавление комментариев отключено. Спасибо за понимание.



Рейтинг@Mail.ru