Статьи

Главная » Психология. Всякая вс... » Вакцина против стресс...

Вакцина против стресса — воспитание

Вакцина против стресса — воспитание

Проблема чувства и долга, страсти и рассудка — очень давняя проблема. К чувствам нередко относились подозрительно. Их называли тиранами, призывали душить и обуздывать... В этом ли смысл воспитания? Педагог и психолог, вероятно, скажут: нет. Я смотрю на проблему глазами физиолога и тоже говорю: нет.

Чувства, влечения, эмоции лежат в основе восприятия окружающего мира и его преобразования, в основе всей творческой деятельности человека. Без них не только скучно и трудно, без них невозможно существовать! Высшая цель воспитания в том и состоит, чтобы привести к единению чувства и разум, чтобы понятия «хочу» и «должен» максимально совпадали. Для человека с такими жизненными установками менее страшны эмоциональные стрессы, и надо стремиться воспитывать ребенка именно таким!

Не будет преувеличением сказать, что воспитание чувств должно начаться вместе с заботой о здоровье ребенка, то есть еще до его рождения.

Прежде всего, ребенок должен быть желанным. В сложный и динамичный период внутриутробного развития многое зависит от эмоционального состояния матери, ее настроения, атмосферы в семье.

Конечно, нельзя точно предвидеть, как скажутся и скажутся ли вообще на будущем ребенке эмоции матери, ее радости и тревоги, но в принципиальной возможности такой зависимости никто не сомневается.

И вот рождается человек, а вместе с ним и проблема воспитания в самом конкретном значении этого слова. Новорожденного можно уподобить незавершенной скульптуре: он является в мир с преобладанием одного нервного процесса — возбуждения. Все высшее, все собственно человеческое высекается в нем резцом торможения. Действуют же этим резцом родители, воспитатели, педагоги.

Родительский запрет «нельзя» и понимание этого запрета, пожалуй, первый урок воспитания чувств. Но это не значит, что тренировать тормозные процессы надо запретом и только запретом. Давно замечено, что дети, которых чрезмерно ограничивают, к которым относятся слишком строго, вырастают угрюмыми, робкими, малоинициативными. Испытай в детстве дефицит тепла, они сами становятся черствыми, неспособными на нежные чувства.

Соблюдение непонятного ребенку запрета — лишь внешнее торможение какого-то желания, а само желание, сам эмоциональный заряд остается. И это далеко не безразлично для нервной системы.

Вот почему надо стараться, чтобы ребенок понял мотивы запрета и прочувствовал их, чтобы у него возникли собственные мысли, переживания, впечатления, которые помогут сдержать, затормозить нежелательное действие.

На языке физиолога это значит, что воспитывать надо не просто торможение, а тормозящее возбуждение, то есть одной эмоции надо противопоставить другую, более сильную.

В практике воспитания решение этой задачи всегда разное — в зависимости от возраста ребенка, его характера, от самой ситуации.

Еще один существенный прием в воспитании чувств — тренировка способности тормозить исполнение своих желаний.

В самом деле, внутриутробное существование приучило ребенка получать все сразу и в готовом виде. Родился он по существу потребителем и лишь Постепенно начинает понимать, что для того, чтобы получить нечто желанное, надо потрудиться.

Не надо стремиться к тому, чтобы любое, даже еще не высказанное желание ребенка моментально удовлетворялось, чтобы миг желания становился мигом осуществления. Дистанция здесь необходима — это время тренировки тормозных процессов, становления волевых качеств.

Для тренировки волевых механизмов очень важно обеспечить два условия: успех в достижении цели и постепенное, в разумных пределах, увеличение трудности его достижения.

Но вернемся к стрессу. Стрессорные болезни появляются как результат постоянных отрицательных переживаний. У взрослого они чаще всего возникают при срывах социальной деятельности — отношений в коллективе, в семье. А у малыша? Оказывается — по тем же причинам. Поэтому одной из задач молодой отрасли здравоохранения — поведенческой медицины — стала борьба со стрессом на ранних «стадиях его проявления поведенческими же методами. Сфера исследований поведенческой медицины — обычно коллектив, в том числе и детский, потому что ребенку очень не просто дается переход к социальной жизни, и именно дети больше, чем кто-либо, нуждаются в защите от стресса.

Автор: Алеся Ванеева
для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавление комментариев отключено. Спасибо за понимание.



Рейтинг@Mail.ru