Статьи

Главная » Психология. Всякая вс... » Теория самопознания: ...

30.01.10Теория самопознания: психоанализ.

Теория самопознания: психоанализ.

В конце 19-го начале 20-го веков молодой учёный - невропатолог Зигмунд Фрейд вместе со своим учителем Йозефом Брейером лечил истерию и неврозы. Зигмунд пытался понять причину их возникновений. Он  внимательно наблюдал за своими пациентами, выслушивал их и анализировал собранную информацию. Фрейд заметил, что во время психотерапевтических сеансов, когда люди рассказывали о своих переживаниях, о своих чувствах и страданиях, они неосознанно переходили на воспоминания о душевных травмах, полученных в прошлом. После этого у них наступала эмоциональная разрядка и им становилось легче. Он сделал из этого вывод, что сам невроз является защитной реакцией сознания человека от болезненных воспоминаний, которые не контролируются осознанно. Зигмунд стоял на пороге своего великого открытия, что большая часть психической жизни человека бессознательна.

Фрейд постепенно отходит от катартического метода Брейера, в котором использовался гипноз, и разрабатывает новую методику глубинной психотерапии с техникой свободных ассоциаций, которая будет названа психоанализом.

Он описывает условную модель всего аппарата психики человека, основная часть которой заполнена бессознательным. В этой области властвуют наши инстинкты и возникают желания, которые требуют исполнения по принципу получения удовольствия. Бессознательное ограничивается предсознательным, которое является своеобразным кордоном, обуздывая неконтролируемые инстинкты. В данной области зарождаются наши фантазии, наполненные символическим значением, наши сны и мечты. Поверх всего расположено сознательное с помощью которого мы контролируем своё поведение во внешнем мире и желания внутри нас.

Психоанализ постепенно развивался и дополнялся. От него отошли различные методы психотерапии. Например, такие как индивидуальная психология Адлера, телесно - ориентированная психотерапия Райха и аналитическая психология Юнга. В рамках самого психоанализа появлялось много самостоятельных течений.

К 1923-му году Фрейд разрабатывает окончательную классическую модель психики человека. В ней бессознательное получает название "Оно", предсознательное - "Я" и сознательное - "Сверх - Я". "Я" играет роль в нахождении баланса между нашим внутренним и исполненным бескомпромиссных желаний "Оно" и внешним, ограниченным запретами и табу, "Сверх - Я". Его цель - поддерживать гармонию между потребностями и их реализацией в человеке. Когда она нарушается, то возникает замещение в виде неврозов и психических нарушений. Это попытка нашей психики самоизлечения.

Сама психика начинает формироваться у человека с младенчества и проходит несколько стадий. Самыми важными этапами в развитии являются периоды от 3-ёх до 5- ти лет, когда у ребёнка формируются понятия что можно делать, а что нельзя, формируется половая принадлежность, и от 5-ти до 7-ми лет, когда начинают возникать и преодолеваться комплексы Электры и Эдипа. Эти периоды играют огромную роль в последующей жизни человека.

Совсем маленький ребёнок свободен в проявлении своих желаний и делает всё, что ему захочется. По мере взросления и воспитания, ему прививаются общественные нормы поведения и морали, которые ограничивают его внутреннюю свободу. Далее уже его личное "Сверх - Я" играет роль строгого родителя, наказывающего за непослушание в виде неврозов.

Развитие сексуальности играет по Фрейду главенствующую роль. От правильного развития детской сексуальности зависит счастье в дальнейшем, во взрослой жизни. Загнанные в глухой угол нашей психики потаённые сексуальные желания и вожделения, вырываются наружу в виде извращений, депрессий и психозов.

Сеанс психоанализа проходит в обстановке взаимного доверия между пациентом и психоаналитиком. Они равны и пациент является непосредственным участником своего исцеления, что является непременным условием. Он находится в расслабленном состоянии и пытается сам себя анализировать и рассказывает вслух все ассоциации, которые всплывают в это время в его воображении. Он рассказывает свои сны. Это своеобразный язык, с помощью которого наше бессознательное говорит с нашим сознанием и даёт сигналы к пониманию проблемы и способам её разрешения. Психоаналитик помогает человеку понять этот символический язык. Цель пациента - осознать истоки своего психического расстройства, вернувшись в состояние младенца, что приведёт к облегчению и в конечном итоге избавлению от него.

Психоанализ называют иногда философско - психологическим методом лечения. Он предназначен для самопознания человеком себя и развития. Это долгий и трудный процесс, который ведёт к самосовершенствованию и обретению душевного равновесия. С философской стороны психоанализ неоднозначен. Наши разум и сознание - это дары и наказание одновременно. Некоторые неудовлетворённые сексуальные потребности, выражаются и находят выход в виде творчества, что называется сублимацией. И кто знает, так ли уж нуждались в лечении многие великие поэты, художники и писатели, которые страдали муками творчества? Человечество лишилось бы их прекрасных творений. Вопрос этот в плоскости философии и дискуссий.

Фрейд совершил революцию в головах людей. Он заставил посмотреть на самих себя с другой, с тёмной и неизведанной стороны. Человек понял неожиданно, что Господь оставил в нём чуточку звериного. Именно поэтому психоанализ воспринимался долгое время в штыки и запрещался. Тяжело признать в самом себе многие вещи.

Но психоанализ и предназначен как раз для того, чтобы человек познал себя сам и принял таким, как есть, обретя взамен счастье и психическое здоровье, избавившись от внутренних неразрешённых психологических проблем.

Автор: Виталий Нуждин

для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihoterapevtКомментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Полезные ссылки:

Рубрикатор книг



telo.by - телесно-ориентированная терапия, энергоинформационная медицина

Методика оздоровления и омоложения Анкхара

Rasstanovki.by - системные расстановки по методу Берта Хеллингера. Семейные, структурные, организационные расстановки.
Рейтинг@Mail.ru