Школа – ребёнок – родители. Партнёры или противники?
Школьники отгуляли зимние каникулы, а значит те, кто начал процесс обучения в этом учебном году – наши первоклашки, отучились уже полгода. Вместе с ними учатся их родители. Нынешняя система образования с каждым годом всё больше подразумевает именно такое, совместное обучение детей и родителей. Вероятно потому, что учителям так значительно проще. Еще десять - двадцать лет назад любому школьнику по силам было самостоятельно справиться с домашним заданием. А такого понятия, что мама увольняется, потому что ребёнку предстоит идти в первый класс, вообще не существовало. Всё происходило само собой: родители работали, дети учились. Взаимодействие родителей со школой, как правило, ограничивалось еженедельной подписью дневника и посещением родительских собраний.
Родители нынешних первоклашек с первого сентября учатся вместе с детьми. Подстраивают под ребёнка свои распорядки и меняют планы, разрываясь между работой, домом и теперь ещё школой. Если не получается, нанимают себе замену в лице репетитора (гувернёра, водителя для чада и т.д.) Но, к сожалению, и эта замена, какой бы качественной (читай, дорогой) она ни была, способна решать лишь некоторые вопросы: ребёнку помогут сделать домашние задания и объяснят то, что не донесли преподаватели на уроках; отвезут в школу и встретят после уроков; накормят. Но помимо этих процессов, часто возникают вопросы, решение которых зависит только от родителей и их опыта взаимодействия с образовательными системами. Опыт же обычно приходит со вторым, третьим и т.д. ребёнком, либо с возрастом самих родителей. А что делать молодым родителям, сталкивающимися с подобными проблемами впервые?
Молодая мама делится с психологом:
- Так как мы с мужем оба работаем, и забирать дочь после уроков некому, записали её на продлёнку. И всё было нормально: они и домашние задания там делают, и кормят хорошо. Но однажды я приехала домой пораньше, а дочь с девочкой из класса во дворе дома гуляют. Начали разбираться. Дети сказали, что не захотели идти на продлёнку и решили погулять. И полдня гуляли во дворе, так как «уже большие, и понимают, что по городу одним гулять нельзя». На следующий день пошли к учительнице, ведущей продлёнку, с вопросом – как такое могло случиться? Она сказала, что просто подумала, что детей забрали родители. Пытаясь не портить отношения с преподавателями в начале обучения, настоятельно попросили её звонить родителям, в случае отсутствия детей. И буквально через неделю ситуация повторилась. Теперь пошли к классному руководителю дочери с просьбой о помощи. Та порекомендовала не обращаться к директору, т.к. учительница продлёнки ещё молодая и надо дать ей шанс. Пообещала поговорить с ней. Мы с мужем решили ежедневно в конце уроков звонить и уточнять на месте ли дочь. А на последнем родительском собрании узнаём, что периодически такие ситуации повторяются с другими детьми из класса. На что классный руководитель вновь посоветовала «не выносить сор из избы», то бишь, не сообщать директору школы, а лучше повлиять на собственных детей и объяснить им, наконец, правила поведения в школе.
И что теперь делать? Пойти наперекор классному руководителю и требовать замены учителя продлёнки? Рискуя испортить с самого начала отношения с педагогами и, возможно, навлечь проблемы на собственного ребёнка, который зависит от этих педагогов? Или промолчать, надеясь на благоразумие семилетних детей?
Родителей дошкольника никто не ставит перед проблемой выбора, потому что дошкольник ещё по определению неразумен и мал. В школе же ситуация меняется. Чтобы получить полновластные рычаги управления детьми и их родителями, их нужно разделить. Схема старая и одновременно действенная – разделяй и властвуй! Поэтому с первых же конфликтов, которые неизбежно возникают в любой, самой что ни на есть замечательной школе, начинается обработка родителей.
- Мы с вами делаем одно, общее дело! Мы должны действовать сообща и всё у нас получится!
В особо сложных случаях, когда родители долго не сдают позиции, оставаясь во всех ситуациях на стороне собственного ребёнка, преподаватели подключают к их обработке школьного психолога. Который доходчиво, используя умные аргументы в виде тестов, опросников и пр. объяснит-таки непонятливым родителям, что не так с их ребёнком. Почему их методы воспитания неправильны и к чему это приведёт, и кого слушать, чтобы этого избежать.
И постепенно, шаг за шагом, класс за классом, формируются два лагеря. В одном педагоги и послушные им родители. В другом - ребёнок, без каких либо прав, один на один со всеми своими проблемами. Потому, что те, кто по определению всегда должен быть для него надёжным тылом, теперь по другую сторону баррикад… И только от качества школы зависит, будет ли такой лагерь сообществом мудрых взрослых, для которых приоритет в любой ситуации – личность ребёнка и его благополучие. Или это будет лагерь противников, для которых ребёнок – единица из массы, благодаря которой выполняются учебные планы, и получается зарплата.
Самое обидное, что отличить сторонников этих противоположных подходов к образованию, нелегко даже опытным родителям. Учитель любого уровня, при необходимости сыграет роль доброго наставника, ратующего за благо воспитанников. Истинное же лицо педагога известно только его ученику. Но кто ему поверит?
А даже если родители поверят ребёнку, осмелятся ли пойти против авторитета преподавателей, школы, системы образования? И каковы будут их шансы на победу?
А потерявшим поддержку собственных родителей, детям, тем временем, чтобы выживать, остаётся одно – объединятся друг с другом. Против учителей, а с ними и родителей. Правда, это уже совсем другая история. И названий у неё может быть множество: «Дурное влияние улицы», «Наркотики – зло!», «Родятся ли от осины апельсины» и т.д. и т.п.
Автор: Светлана Городецкая для сайта therapy.by