Проективные методики психодиагностики. Рисунок несуществующего животного.
Проективными методами пользуются все психоаналитики, но чтобы применять их на собственной практике не нужно быть профессионалом. Рисунок несуществующего животного – достаточно хороший метод для описания психологического портрета личности и выявления каких-либо проблем.
Сперва удобно сядьте за стол, приготовьте белый лист формата А4 и простой карандаш. В течении пяти минут нарисуйте придуманное вами существо (если вам понадобится больше времени, ничего страшного, вы не должны строго ограничивать себя по времени). Теперь проанализируйте свой рисунок.
Сначала обратите внимание на расположение вашего рисунка. Можете мысленно разделить лист пополам по вертикали и по горизонтали. Все, что находится левее вертикальной линии – это прошлое, правее – будущее, высота расположения рисунка говорит о самооценке. У нормального человека («нормальный человек» - без проблем в данной области) рисунок располагается в центре горизонтальной линии, немного выше нее – человек воспринимает себя в настоящем и правильно себя оценивает. Размеры рисунка также имеют значение. Рисунок на весь лист говорит о зацикленности на себе, очень маленький рисунок – о затерянности, одиночестве. Нормальный рисунок должен быть 15-20см.
Теперь посмотрите на сам рисунок. Острые углы (рога, шипы, хвост) свидетельствуют об агрессии, причем, если они направлены вверх, то агрессия по отношению к людям выше по статусу (начальник, родители), если направлены вниз – агрессия направлена на людей, находящихся ниже по положению (подчиненные, дети). Плавные линии характерны для бесконфликтного человека. Если какая-либо часть выделена сильнее – акцентуализация в этой области. Любая штриховка в какой-то части говорит о тревожности по отношению к этой области. Если в общем рисунок бледный (слабый нажим на карандаш), то человек чувствует себя эмоционально истощенным.
Сейчас обратите внимание на голову. Если она непропорционально большая, то личности свойственна инфантильность (детскость). Недорисованные контуры лица – незаконченность образа Я. Глаза – логический способ восприятия мира. Если глаза хорошо прорисованы (зрачки, веки, ресницы), то человек хорошо понимает, что происходит вокруг него, у него четкие цели. Уши – это способность человека слушать других, чем больше уши, тем лучше это умение развито. Нос – чувственное восприятие мира. Если нос намного больше, чем глаза, значит человек в основном опирается в жизни на чувства. Большой хорошо прорисованный рот может свидетельствовать о проблемах, связанных с питанием либо с сексом, или же о болтливости, причем высунутый язык и острые зубы указывают на любовь человека сплетничать или скандалить. Усы говорят об общей тревожности. Шея – наличие своего мнения.
Далее рассмотрим туловище, более женственное характерно для женщин. Мешковатое, бесформенное туловище – непринятие, недовольство своим телом. Руки говорят о каком-либо деле, чем больше рук, тем больше дел. Если руки заведены за спину, значит человек устал работать. Ноги – это то, как вы стоите на земле, если они мощные и пропорциональны телу, значит человек хорошо стоит на ногах, если их много, и они тоненькие, очень короткие или, наоборот, очень длинные - страх оступиться, контроль каждого шага. Хвост – это прошлое, соответственно, если он большой, то прошлое тяготит, не дает человеку покоя, если маленький, то прошлое для человека не сильно беспокоит. Крылья – это мечты и амбиции. Большие раскрытые крылья нарисует человек, у которого большие планы на будущее, и никто не мешает их осуществлению. Чем дальше от головы расположены крылья, тем на больший срок человек отложил их осуществление.
Инородные предметы на теле (антенки, краник) могут быть признаком шизоидности или шизофрении.
Бантики, реснички, маникюр и прочие атрибуты женственности говорят о женском начале.
Одежда тоже может рассказать кое-что. Например, галстук – самопрезентация, обувь – свой стиль, ремень или пояс (т. е. разделение туловища на верх и низ) могут говорить о проблемах, связанных с сексом.
Все зависит от того, как вы интерпретируете ту или иную часть рисунка, ведь каждую часть следует рассматривать как связанную с целым.
Автор: Екатерина Китова
для сайта therapy.by