Психотерапия с помощью сказки
Все мы вспоминаем детство, где нам читали сказки. Как мы переживали за главных героев, как радовались как они преодолевали все трудности и достигали удачи победы.
У персонажей дети учатся понимать где добро, а где зло, где жадность и щедрость, где смелость и трусость, верность и предательство. Именно благодаря сказкам дети фантазируют и перевоплощаются в того самого героя и помогают им преодолевать житейские проблемы, противостоят искушениям и находят выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.
Все дети, слушая сказки, так познают мир и обретают опыт. Дети в сказках находят отголоски своей собственной жизни. Все они пытаются сделать в жизни так же как их любимый герой, берут положительный пример в борьбе со своими страхами и проблемами. А больше всего сказки дают ребенку надежду, что очень важно. Ребенок, который не имеет надежды, никогда не добьется успеха.
Но сказка считается терапевтической только тогда, когда ребенок сопоставляет себя с ее героями, и может провести параллель между своей жизнью и сюжетом сказки, и естественно извлекает из этого урок.
Последнее время все чаще психологи используют сказки в своей работе. Это может быть или народные или авторские, но главное они должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку, узнать его внутренний мир, что-то новое и осуществить желаемые изменения.
Сила терапевтических сказок в том, что они имеют два уровня: сознательный и бессознательный. Сознание ребенка воспринимает сказку, переживает за героя, но считает все это выдумкой. И даже если он узнает свою проблему, все равно думает, что это не про него. А вот подсознание уже верит тому, что слышит и начинает работать в изменении поведения, пересмотрению ценностей, взглядов и позиций.
Для того, чтобы сказка стала терапевтической , обрела силу и помогла ребенку нужно придерживаться правил ее создания:
1. Сюжет сказки должен быть схож с проблемой ребенка, но не имеет прямого сходства, то есть она должна соприкасаться с проблемой как бы касательно.
2. Сказка должна давать опыт в решении проблемы, чтобы ребенок мог увидеть что существуют выходы и в его ситуации.
3. Сказка должна иметь определенную последовательность:
- знакомство с героем;
- проблема героя;
- решение проблемы;
- герой справляется с трудностями;
- извлечение урока и их жизнь меняется.
Сказку лучше всего рассказывать, так как это создает атмосферу эмоциональной близости, доверия, зрительный контакт. Можно конечно и читать, в свою очередь, это помогает ребенку окунуться в мир книг, что тоже очень пригодится в будущем.
Впрочем, тут не важно рассказывать или читать, главное нужно создать подходящую обстановку. Уютная комната, полная света и тепла, мягкий диван или кресло – все это поможет ребенку расслабится. Родитель должен говорить спокойно, как бы «глубинным» голосом.
Не удивляйтесь если ребенок просит рассказывать одну и ту же сказку много раз. Исполняйте его просьбу. Наверно, эта сказка больше всего подходит к его мировосприятию в данный момент и помогает понять важные вопросы для себя и решать актуальные для него проблемы.
Автор: Анна Галайко
для сайта therapy.by