Психотерапевтическая работа с неадаптированными подростками
Подростковый возраст - это трудный переломный период, с которым связаны трудности самоутверждения личности, формирования собственного "Я" на фоне частых конфликтов с родителями, учителями, сверстниками. Нестабильность и незрелость психики проявляется в тенденции к конфликтному поведению, употреблению алкоголя, наркотических веществ, курению. За вызывающим поведением подростка часто скрывается низкая самооценка и внутренние противоречия.
Как правило, работу с неадаптированными в социуме подростками проводит школьный психолог. Психологическая терапия проводится в комплексе и рассчитана на несколько занятий. Каждое занятие направлено на достижение конкретных целей и в большой степени зависит от установления доверительных и уважительных отношений с школьником.
Этому способствуют открытая беседа с подростком, воздержание психолога от иронических и оценочных высказываний и, что самое главное - неразглашение информации, полученной в ходе работы с клиентом. Второй этап работы с подростком направленный на выявление мотивации его поведения и поступков, а также открытие личностных качеств и интересов. Используются здесь не только диалог с подростком, но и его тестирование, наблюдение за поведением школьника в коллективе, а также беседы с родителями.
Только после сбора и обработки всех данных можно приступать к коррекционной психотерапии с подростком. Если говорить о данном возрасте, то основываться работа должна на использовании психологических игр и психотренинга. Для удобства и достижения лучшего эффекта формируют группы подростков в 5-7 человек со схожими проблемами и психологическим типом. Каждое занятие состоит из группы упражнений, направленных на следующие цели:
1) формирование навыков распознавания и высказывания чувств;
2) поиск положительного образа собственного "Я";
3) овладение восприятием мира в положительных оценках;
4) обучение навыкам анализа;
5) принятие ответственности за свои решения и действия;
6) формирование адекватной реакции в стрессовых ситуациях. Заключительные этапы работы с подростком должны обязательно включать обучение его релаксации, поскольку умение вовремя и быстро расслабиться поможет снизить уровень подростковой агрессии в конфликтных ситуациях.
В дальнейшем не стоит прерывать связь с подростком. Консультация психолога может оказаться полезной в процессе формирования адекватной личности.
Автор: Виктория Варламова
для сайта therapy.by