Статьи

Главная » Психология. Всякая вс... » Психологический тест ...
Психологический тест «Нарисуй кактус»

16.01.10Психологический тест «Нарисуй кактус»

Психологический тест «Нарисуй кактус»

Одна из сотрудниц привела как-то на работу свое чадо. Чадо рисовало нечто абстрактное и авангардное в силу маленького еще возраста. Конечно, наступил момент разглядывания детских рисунков, и в связи с этим между нами зашел разговор о различных психологических тестах, позволяющих по рисунку определить черты характера, эмоциональное состояние, возникшие трудности, проблемы.

Вспомнили разные психологические тесты для детей и взрослых. Например тест, в котором надо нарисовать свою семью – по расположению фигур, их количеству, наличию дополнительных персонажей (других родственников, животных, выдуманных существ), тщательности прорисовки, силы нажима на карандаш, размеров фигур, наличию дистанции между ними можно определить отношение ребенка к членам семьи, кто ближе ему по его ощущениям, какими он их видит, их значимость для себя, взаимоотношения между ними.

Или психологический тест «Несуществующее животное». Он подходит не только для детей, но и для взрослых. Нарисованное животное представляет собой внутреннее «Я», олицетворяет самого автора рисунка, неосознанно, рисующий идентифицирует себя с «несуществующим животным». Анализ данного теста открывает много интересного о психологическом состоянии на данный момент, существующих проблемах с окружающими, самим собой, волнениях, тревогах, переживаниях. В целом по рисунку можно определить самые разные черты личности, например, склонность к действию или фантазированию, инфантильность, целеустремленность, приспособленность в коллективе, уверенность в себе, рациональное или легкомысленное отношение к действительности и другие.

Важным для расшифровки результатов теста являются: расположение на листе, наличие и положение головы (профиль, анфас), глаза, уши, рот, дополнительные элементы (рога, крылья, грива и т.д.), сила нажима на карандаш. Это только часть тех элементов, которые анализируются в рисунке. В таких тестах важно все, любая мелочь играет свою роль, только рассмотрение рисунка как единое целое и его анализ именно с такой позиции может дать эффективный результат.

В процессе обсуждения вспомнили психологический тест «кактус». Как выяснилось, это тест преимущественно для детей. Но нам, взрослым, ведь тоже интересно!

Одна из коллег, получив задание «нарисовать кактус», нарисовала два рисунка с разницей в минуту.

После чего стала интересоваться «как же это можно расшифровать?».

Давайте вместе рассмотрим оба рисунка и попробуем расшифровать их.

1 вариант ("в неволе"): небольшой кактус в центре листа в горшочке со множеством иголок.

2 вариант ("на свободе"): большая опунция с двумя «лапами» или «ушами», почти во весь лист, иголок меньше, но они длиннее. Она нарисована в пустыне, солнце вверху, плавящееся от жары.

Подписи под рисунками ("на свободе" и "в неволе") сделаны автором и также как и непосредственно рисунок несут в себе информационную нагрузку.

Внимание при расшифровке данного теста уделяется таким факторам, как:

1. Размещение на листе.

Рисунок в центре (а оба рисунка располагаются примерно в центре листа) означает нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний.

Чем сильнее рисунок сдвинут вверх, тем выше самооценка, и соответственно, чем ниже рисунок – тем меньше уверенности в себе. Сдвиг влево означает – присутствие в характере черт интроверта, вправо – склонность к экстраверсии.

Размер кактуса также имеет значение, чем крупнее рисунок, тем более выражено стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном.

2. Характеристика линий и силы нажима на карандаш.

Здесь следует отметить, что чем сильнее нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки, тем больше автор рисунка склонен к импульсивности, тревожности, подавленности настроения.

Более тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность, позитив, вызывающих симпатию говорят о более покладистом, мягком характере личности, чувстве юмора, положительном настрое, открытости.

Наличие зигзагов, резких выступов рассматривается как замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность. Необходимо обратить внимание непосредственно на форму кактуса. Замысловатая, причудливая и витиеватая форма говорит о демонстративности и наигранности характера.

В нашем случае кактусы имеют довольно простую форму без ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону. На первом рисунке присутствует штриховка, что можно рассмотреть как склонность к тревожности, излишней нервности.

3. Домашний или дикорастущий?

Посмотрите как растет кактус. Если он нарисован в цветочном горшке (в данном случае рисунок 1), то это интерпретируется как желание домашнего уюта, стремление к созданию семьи, ориентирование на дом, семейный очаг.

Соответственно дикий, неокультуренный, нарисованный в пустыне кактус олицетворяет собой одиночество осознанно выбранное или вынужденное (рисунок 2).

Если кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа – значит и в реальности нет опоры в виде домашнего уюта, человек, возможно, не планирует создание семьи или имеет какие-либо трудности, проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.

4. Наличие иголок (один из самых важных элементов).

Самый отличительный элемент кактуса – это, конечно, иголки. В реальности кактусы в зависимости от видов могут иметь длинные, острые и редкие иголки; более короткие и частые; и очень короткие, практически не колющиеся иголки, покрывающие все растение как белым пушистым облаком.

На этом и строится трактовка рисунка. Чем длиннее, больше по количеству и острее иголки, тем враждебнее, агрессивнее в общении характер автора «кактуса». Но в тоже время иголки могут рассматриваться как определенного рода защиту от окружающей среды, необходимую для сохранения целостности личности. Все зависит от того насколько иголкам уделено внимание, сделан ли акцент на них с помощью штриховки, сильного нажима или других элементов.

На рисунке 1 иголки маленькие, но острые и в большом количестве. Кактус «в пустыне» также нарисован с иголками, их меньше, но они значительно длиннее. Несомненно, автор обладает «колючим» характером, разная длина говорит о варьировании агрессивности в зависимости от обстоятельств.

5. Наличие «деток» на кактусе.

Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

6. Присутствие дополнительных элементов.

Это могут быть надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д. Эти дополнительные элементы имеют важное значение для характеристики рисунка в целом, они дают возможность истолковать его более полно и точно. В нашем примере это подписи «на свободе» и «в неволе». Подпись «в неволе» относится к «домашнему» кактусу, который обозначает стремление к семье, но подпись дает понять, что автор даже дома чувствует себя не до конца уютно, возможно присутствуют напряженность отношений, нехватка того самого уюта, либо семья не так идеальна, как автору хотелось бы.

Подпись «на свободе» рядом с пустынным кактусом сама по себе не бросается в глаза и выглядит достаточно естественно, но в связке со вторым рисунком подтверждает наличие желания чувствовать себя более свободным в личностном плане.

Рассматривая рисунки, можно сделать некоторые выводы:

- они определенно взаимосвязаны, хотя на первый взгляд и представляют собой противоположности;

- эта взаимосвязь состоит в надписях «на свободе» и «в неволе», вместе обозначающие недостаток свободы, но и желание создать семью. (В случае если семья уже имеется, это может означать, желание улучшить отношения в семье). Также это можно трактовать как неопределенность желаний. Автор олицетворяет сам кактус, а значит рисовавший даже в семье «в неволе», то есть ощущает себя в некотором смысле в клетке;

- на обоих рисунках нет «деток», что означает отсутствие детей (так оно и есть в действительности);

- два рисунка в целом из-за их противоречивости можно трактовать как неопределенность целей, поиск себя, своего жизненного идеала;

- к рисунку были даны небольшие пояснения, позволяющие предположить в наличие чувства юмора, иронию над собой, попытку смягчить «колкость», агрессивность, выраженную иголками.

При работе с детьми можно задать еще несколько дополнительных вопросов. Например, попросить малыша рассказать про кактус: Как его зовут? Что он любит? Есть ли у него семья?

Ответы на эти и подобные вопросы дадут поясняющую информацию к рисунку и позволят лучше понять ребенка.

Удачи Вам!

Автор: Валерия Егоренко

для сайта therapy.by

 


Опубликовал: PsihoterapevtКомментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Полезные ссылки:

Рубрикатор книг



telo.by - телесно-ориентированная терапия, энергоинформационная медицина

Методика оздоровления и омоложения Анкхара

Rasstanovki.by - системные расстановки по методу Берта Хеллингера. Семейные, структурные, организационные расстановки.
Рейтинг@Mail.ru