Практический психолог в школе: как избежать ошибок.
С первым сентябрьскими деньками начинается не в меру активная и интересная жизнь не только у педагогов, и у школьных психологов. Тренинги, консультации, уроки рефлексии и тихие доверенные секреты подростков в уютном кабинете. Поэтому очень важно, чтобы молодой специалист уже с первых дней строил свою работу правильно – а это не всегда просто.
Ведь профессия практический психолог в школе (а правильно говорить "практикующий") - новая и совершенно непонятная. Поэтому для тех вчерашних выпускников, которые сегодня переступили школьный порог в качестве психолога, будет полезно прислушаться к советам, которые помогут избежать досадных ошибок:
Совет 1. Не стремиться с первого дня все изменить.
Каким бы ни был воинственным после ВУЗа настрой все преобразовать в "неправильной" школе к лучшему, сначала нужно освоиться, стать "своей" и изучить традиции школы. Нотации и поучения от вчерашнего выпускника никто действительно воспринимать не будет, а вот к интересному выступлению на педсовете многие прислушаются.
Совет 2. Не становиться "девочкой (мальчиком) "на побегушках".
Естественно, у директора и у завуча всегда много работы, которой нужно набирать на компьютере. И этой работой администрация с удовольствием старается завалить всех молодых специалистов. Но, если молодому учителю нужно хотя бы уроки провести, то практический психолог в школе и его специфика работы для начальства порой – темный лес. Вот, чтобы не скучал – пусть поработает. Единственный здесь выход – мягко отказывать.
Совет 3. Не спорить с администрацией.
Одно дело, если завуч в каком-то вопросе социализации или психологии детей серьезно ошибается, и это отражается на всех годовых планах школы. Другое дело, если кто-то что-то недопонимает, и это всего лишь проскользнуло в разговоре. В первом случае можно высказать свое мнение как специалиста, во втором – заводить бессмысленные дискуссии глупо и вообще неприемлемо.
Совет 4. Придерживаться Кодекса.
Самое страшное, если молодой психолог не придерживается Этического Кодекса психологов. А значит, где-то в разговорах он позволяет себе рассказать о результатах тестирования или особенностях работы с каким-то ребенком. В итоге – ни учителя, ни дети больше не будут доверять такому психологу. А по-хорошему вообще подобные действия грозят увольнением по статье.
Совет 5. Только доброжелательность.
Настоящий психолог – это человек, излучающий позитив, мудрость и уравновешенность. Даже, если в школе есть конфликты, или психолога чем-то раздражают, нельзя ходить с красным от гнева лицом или с кем-то что-то выяснять. Для этого у психолога и есть соответствующее образование – показать, как нужно жить без зла, ссор и агрессии.
Автор: Елена Царенко
для сайта therapy.by