Статьи

Главная » Взрослые и дети » Переходный возраст. Ч...

03.01.10Переходный возраст. Что происходит? Чем помочь?

Переходный или, по-научному, пубертатный возраст проявляется как у девочек, так и у мальчиков. У мальчиков он, как правило, протекает между 14 и 16 годами, у девочек – между 13 и 15. У одних он проходит бурно, у других спокойно.

В подростковом возрасте есть свои особенности, которые влияют на отношение ребёнка к жизни, на его поведение и восприятие мира.

С точки зрения физиологии ребёнок активно развивается. Развитие происходит бурно и неравномерно. Интенсивно развиваются мышечные ткани: ребёнок становится сильнее и подвижнее, стремится продемонстрировать свою возросшую физическую силу. Но мышцы ещё недостаточно крепки, поэтому они быстро устают. Вследствие этого у ребёнка то повышается тонус, то понижается. А у взрослых создаётся впечатление, что он несобран или попросту ленится. Это ошибочное мнение, ведь понижение учебной активности связано именно с быстрой утомляемостью.

Подвергаются изменениям и познавательные процессы. Все новые для них сведения должны обладать доказательной базой – это обусловливает развитие у подростков абстрактного мышления и логической памяти. Не стоит обвинять ребёнка в дерзости, возможно, он просто хочет дойти да сути, познать истину. В этом возрасте мотивы подростка кардинально меняются. На первом плане обосновываются мотивы, связанные с его будущим, с формированием его мировоззрения, с нахождением своего места в мире. Сравнивая себя с взрослыми, подросток замечает, что несильно отличается от них, что, по его мнению, даёт ему право копировать поведение взрослых. Причём, скорее всего он пойдёт по лёгкому пути, а это – курение, алкоголь, дерзость со старшими, а также яркая косметика, особый шик в поведении. Поэтому все требования взрослых должны быть чётко сформулированы, чтобы восприниматься подросткам осознанно и в правильном направлении.

Усвоение подростком нравственных образцов происходит тогда, когда он совершает нравственные поступки в значимых для него жизненных ситуациях. Именно в переходном возрасте возникают и формируются нравственные убеждения.

В силу гормональных изменений настроение подростков может часто и необъяснимо с точки зрения взрослых людей меняться. Он комфортнее себя ощущает в коллективе сверстников или старших друзей. Группа или коллектив временно вытесняют семью, поскольку общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Он и самоутверждается в этой среде лучше, чем во взрослой. Для него очень важны такие вещи, как статусное место в коллективе.

Все эти сложности развития подросткового возраста требуют от взрослого умений и такта во взаимодействии с детьми. Не рекомендуется грубое вмешательство в жизненное пространство ребёнка. Пусть ест не особенно полезную пищу, слушает музыку, которая кажется Вам набором звуков и дружит с такими же взъерошенными друзьями-активистами. Всё это временно и неизбежно. При правильном обращении с ребёнком это пройдёт.

Что же делать? Для начала необходимо успокоиться и набраться терпения. Не стоит сильно беспокоиться, так как качества личности, сформированные в детстве, никуда не денутся, а переходный возраст в скором времени удастся миновать.

Следует проявлять особую чуткость к своим детям-подросткам. Не сердитесь на них. Они иногда сами не знают, почему их заносит. Настроение резко меняется с плохого на хорошее, мир становится то горячо любимым, то безмерно жестоким. В душе пожалейте ребёнка, но сам подросток должен видеть только любовь родителей, а не жалость с их стороны, иначе он станет раздражаться и между вами возникнет пропасть, преодолеть которую будет уже значительно сложнее.

Нужно уметь общаться с ребёнком как с взрослым человеком. Только обращение должно быть систематическим и последовательным. Все требования должны быть обоснованы, потому как несправедливость – самое ранящие оружие для детей подросткового возраста.

Кроме этого, нужно развивать у ребёнка готовность к самоанализу. Подростки часто проигрывают в своём воображении множество разных поступков и реакции на них со стороны окружающих. Это воспроизведение в воображении различных ситуаций избавляет ребёнка от самих поступков. Поскольку побудительная причина изжита, действие уже не интересно для подростка. Родителю нужно адекватно наталкивать ребёнка на подобные самоанализы. Например, ненавязчиво спросить его о том, чего же он добьётся своим поступком и как на него отреагирует общество. Ценность этого явления, называние которого - рефлексия, не вызывает сомнения. Она помогает оценивать свои поступки. Главное, чтобы процесс самоанализа не перешёл в процесс «самокопания», когда ребёнок сам загоняет себя в безвыходную ситуацию и в действительности ведёт себя пассивно.

Развитие личности ребёнка чрезвычайно важно как для самого ребёнка, так и для его окружения. Важно научить его видеть проблемы, анализировать их предугадывать последствия. Подросток должен понимать, что он сам в ответе за своё будущее, ведь именно ему принимать решения в разных жизненных ситуациях и нести ответственность за них.

Хочется ещё раз убедить родителей в том, что паниковать не стоит, а лишь собраться с силами, активизировать своё терпение и смотреть в будущее ребёнка с готовностью понять и помочь.

Автор: Алла Дубровцева

для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)
Категория:Взрослые и дети

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Полезные ссылки:

Рубрикатор книг



telo.by - телесно-ориентированная терапия, энергоинформационная медицина

Методика оздоровления и омоложения Анкхара

Rasstanovki.by - системные расстановки по методу Берта Хеллингера. Семейные, структурные, организационные расстановки.
Рейтинг@Mail.ru