Статьи

Главная » Психология. Всякая вс... » О сексуальности в пси...

23.01.10О сексуальности в психоанализе

О сексуальности в психоанализе.

Последователей психоанализа зачастую критикуют за чрезмерное, с точки зрения пуританского рассудка, подчеркивание роли сексуальных и агрессивных импульсов в содержании инфантильных переживаний, а соответственно, и в патогенезе психоневрозов.

Замечания такого рода представляют собой, вероятнее всего, примитивную психологическую защиту, поскольку образ человека, а тем более ребенка, складывающийся в психоанализе, представляется таким критикам избыточно биологизированным и поэтому несовместимым с пуританским идеалом, характерным для традиционалистски ориентированных обществ. Следует отметить, что упреки в адрес психоаналитиков в пансексуализме и биологизме опровергаются, во-первых, самой историей дальнейшего развития психоаналитического подхода, а во-вторых, просто внимательным чтением работ психоаналитиков.

Дальнейшее развитие психодинамической традиции шло, как увидит любой внимательный читатель, в направлении все большего внимания к социально-историческим аспектам человеческого бытия, а также в направлении все лучшего осознания социальной по существу природы лежащего в основе инфантильного невроза (и, соответственно, психоневроза) внутрипсихического конфликта. Содержание бессознательных запретов «Супер-Эго» всегда будет отражать страх перед социальной нестабильностью; поэтому, прежде всего «Супер-Эго» будет табуировать всякое спонтанное действие индивида и, прежде всего действия сексуальные, в которых спонтанность проявляется максимально и непосредственно и которые являются, поэтому пра-образом всякого спонтанного творческого действия вообще. Кроме того, но не в меньшей степени, «Супер-Эго» будет табуировать проявления агрессивности в ее качестве ответа на интерперсональную, а впоследствии и социальную фрустрацию.

В самом деле, традиционная система воспитания, независимо от более или менее сознательного «желания добра» ребенку, прежде всего желает, чтобы ребенок был удобным, то есть не причинял социального беспокойства и психологического дискомфорта родителям и воспитателям. В установлении этого факта заключается особая педагогическая ценность психоанализа.

Что же до сексуальности как таковой, то она, конечно, не исчерпывает собой всего смысла человеческой деятельности, иногда сигара — это просто сигара; но, во всяком случае, сексуальность присутствует во всей человеческой деятельности как ее непременный мотивационный и ценностный аспект.

Модель психической патологии, использованная психоанализом, несмотря на весь свой более широкий гуманитарный и социальный потенциал, прежде всего является моделью медицинской. Душевное страдание рассматривается психоанализом как болезнь, а психоанализ — как процесс лечения.

Психоанализ считает себя этиологической терапией, то есть таким лечебным воздействием, которое направлено на устранение не только болезненного симптома, но и причины самого заболевания.

Устранение причины заболевания возможно, по мнению классических психоаналитиков, в результате специфической работы понимания, происходящей в процессе психоаналитической психотерапии.

Автор: Алексей Пилипейко
для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihoterapevtКомментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Полезные ссылки:

Рубрикатор книг



telo.by - телесно-ориентированная терапия, энергоинформационная медицина

Методика оздоровления и омоложения Анкхара

Rasstanovki.by - системные расстановки по методу Берта Хеллингера. Семейные, структурные, организационные расстановки.
Рейтинг@Mail.ru