Статьи

Главная » Взрослые и дети » Маленький безобразни...

Маленький безобразник, или все о детском сквернословии

"Маленький безобразник", или все о детском сквернословии

Сегодня, приведя дочку в сад, я стала свидетелем следующей картины: мальчик четырех лет сидит на скамеечке, а рядом мама наводит порядок в его шкафчике. Посидев немного молча, и, видимо, заскучав, малыш произносит неприличное слово. Мама, не отрываясь от дела, начинает говорить: «Ты что, что за слова такие? Так говорить нельзя!», мальчик тут же произносит другое бранное слово, не реагируя на замечание, потом третье, четвертое, а потом и вовсе громко и четко говорит слово из трех букв. Мама в негодовании шлепает его по губам и начинает ругать, мальчик плачет и пытается ударить маму. Картина неприятная, но, к сожалению, знакома очень многим родителям детей в возрасте 3-5 лет.

Давайте попробуем разобраться в причинах детской брани и выяснить, как правильно реагировать на сквернословие и какие меры следует принимать, чтобы отучить ребенка ругаться.

Дети, как известно, впитывают в себя любую информацию, как губка, в независимости от того, положительная она или отрицательная, тем более что в детском возрасте грань «хорошее-плохое» весьма размыта. Так или иначе, ребенок слышит бранные и матерные слова и выражения, и по каким-то причинам начинает их произносить, а причин может быть несколько:

1. Ребенку просто нравится слово, но его негативного смысла он не понимает.

Большинство бранных слов обладают выраженным эмоциональным звучанием, они звучные и яркие, потому и могут привлечь внимание малыша. Если ребенок проявляет интерес к ругательствам по этой причине, то, скорее всего, будет произносить плохие слова (нараспев или многократно повторяя) как бы между прочим, занимаясь параллельно и другим делом: игрой, рисованием и т.д. Точно так же ребенок может напевать какую-то песенку или повторять стишок, понравившийся и запомнившийся ему.

В этом случае могут быть два пути: если ругательства произносятся редко и однократно – просто сделайте вид, что ничего не произошло, не предавайте значимости произносимым словам в глазах ребенка, и вскоре он перестанет их употреблять, потеряв интерес.

Если же ребенок говорит плохие слова (а зачастую целые серии слов) часто, в том числе в общественных местах, вам необходимо мягко с ним поговорить. Именно мягко, не строго, ведь ребенок просто не знает значения произносимых слов, для него они точно такие же, как и обычные слова, за которые не ругают. Просто скажите: «Это некрасивое слово, не надо его говорить», не показывайте свое негодование или раздражение, не пугайте ребенка.

2. Ребенок понимает негативный смысл слова, но при этом произносит его показательно и многократно.

Такой тип поведения был описан в примере, с которого начиналась данная статья. Ребенок видит реакцию взрослого и при этом продолжает сквернословить. Именно реакция в этом случае важна для ребенка, пусть даже негативная, ведь это, как-никак, привлекает внимание взрослого. Если с вашим ребенком происходит именно так, подумайте, достаточно ли внимания вы уделяете малышу? Как правило, причина кроется именно в недостатке родительского внимания, и ребенок, не придумав ничего лучше, начинает привлекать внимание таким оригинальным способом. Не ругайте ребенка, а явственно покажите, что вам совершенно неинтересно слушать его, при возможности уйдите в другую комнату. Показывайте свое равнодушие к его ругательствам, но при этом постарайтесь его отвлечь и переключить на что-то интересное: предложите почитать книжку, нарисовать картинку или пригласите пить чай с конфетами – малыш тут же забудет про свои шалости. Чтобы в дальнейшем свести такие проявления на нет, окружите ребенка вниманием и заботой, насколько это возможно.

3. Ребенок произносит бранные слова к месту, по ситуации.

В таком случае может сложиться впечатление, что ребенок понимает смысл всего, что говорит, но, скорее всего это не так. Вспомните, как дети играют в семью – «мама» готовит еду, пеленает лялечку, укладывает ее спать, «папа» чинит мебель, орудуя пластмассовым молоточком, даже «киска» ходит на четвереньках, кушает из мисочки на полу и говорит «мяу!». В основе таких сюжетно-ролевых игр, характерных для возраста 3-5 лет, как раз лежит принцип подражания, поэтому, если ребенок громко и к месту выругался, нечаянно опрокинув домик из кубиков, то это совсем не означает, что он сделал это осознано. Просто-напросто малыш воспроизвел поведение кого-то из взрослых в случае некой неудачи, пример которого мог видеть дома или по телевизору. То же самое относится к ситуации, в которой дети обращаются друг к другу, применяя нецензурные слова и выражения. Тщательно фильтруйте поток информации, доступной вашему ребенку, особенно это касается телевизора, а так же следите за своим поведением в присутствии малыша. Предложите ребенку заменять бранные слова, произносимые им в случае какой-то маленькой неудачи, например, словом «Ой!», подавайте соответствующий пример.

4. Ребенок произносит непристойности только в компании сверстников, при появлении взрослых замолкает и смущается.

На самом деле, в таком поведении нет ничего страшного, это, можно сказать, вариант нормы для этого возраста, когда дети придумывают разные неприличные фразы и выражения и дружно смеются над ними. Не стоит предавать этому существенного внимания, если ребенок произносит плохие слова только в компании других детей, но никак не в присутствии взрослых или общественных местах.

В любом случае, внезапно проснувшийся интерес к неприличным словам и выражениям – явление временное, возрастное, которое вскоре пропадет так же внезапно, как и появилось, это всего лишь один из множества способов познания мира вашим ребенком, поэтому проявите терпение и понимание, дорогие родители, удачи вам!

Автор: Мария Угольцева
для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)
Категория:Взрослые и дети

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавление комментариев отключено. Спасибо за понимание.



Рейтинг@Mail.ru