Статьи

Главная » Взрослые и дети » Когда объятия становя...

17.06.10Когда объятия становятся лекарством ИЛИ как справиться с гиперактивностью ребенка

Когда объятия становятся лекарством ИЛИ как справиться с гиперактивностью ребенка.

"Из-за неусидчивости и непоседливости такой ребенок сразу бросается в глаза, - описывает гиперактивного ребенка Елена Никитина, психолог Центра психологии семьи.

"Такой ребенок нетерпелив и суетлив. Импульсивен и агрессивен. Не может удерживать на чем-то одном внимание более 5-10 минут. Много и быстро разговаривает, задает бессчетное количество вопросов, но ответов на свои вопросы не ждет, так как за минуту успевает заинтересоваться чем-то другим", - дорисовывает картину психолог.

Эти симптомы, а также чрезмерное нервное возбуждение, недостаточный контроль за движениями и эмоциями, плохая координация движений, быстрая усталость определяют синдром гиперактивности.

Много специалистов отмечают ежегодное увеличение количества детей с таким психическим расстройством. Например, детский невролог Национальной детской специализированной больницы "Охматдет" Лидия Кулик констатирует ухудшение ситуации в ее практике за последние 5 лет до 20%. Как и то, что к этой болезни мальчики втрое уязвимее девочек.

Подавляющее большинство родителей такое необычное поведение детей начинает беспокоить, когда время готовиться к школе (пик болезни приходится на 5-7-летний возраст). Именно тогда становится понятным, что ребенок вряд ли выдержит за партой время, отведенное на урок. К тому же, вероятно, у него возникнут трудности с поиском друзей.

"Если такому ребенку во время игры с другими детишками понравится игрушка, первым толчком у него будет отнять ее, а не попросить поиграть, - говорит Елена Никитина. – Хотя бы поэтому, общение со сверстниками им не очень удается.

На детской площадке гиперактивные дети похожи на торнадо, которое уничтожает на своем пути все и вся. Поэтому родители других малышей стараются держать свое чадо от них как можно подальше. Соответственно, у гиперактивных детей имеется проблема социальной адаптации.

Несмотря на то, что за некоторыми исключениями, гиперактивность не влияет на общий интеллект ребенка, поэтому проблемы со школьной успеваемостью могут возникать преимущественно из-за непоседливости, неумения концентрировать внимание и плохой памяти; в школе они нежелательные ученики, их не воспринимают.

Конечно, педагогам удобнее отправить такого ребенка к психиатру или невропатологу, чем искать к нему подход. Поэтому в нашей стране многих гиперактивных детей переводят на обучение по индивидуальной программе, задерживая таким образом темпы их общего развития и социализации.

С учетом ежегодного ухудшения ситуации, сегодня вопрос гиперактивности волнует уже не только родителей, врачей и психологов, но и государственных чиновников. Ведь по некоторым экспертным оценкам, только в России таких детей сегодня от 300 до 500 тысяч.

Пси-факторы

Отец привел мальчика с синдромом гиперактивности в центр психологии. Психолог занимается ребенком, а папа ждет 8-летнего Мишу в кресле, читая газету. За обоими интересно наблюдать: человек, болтая ногой, ерзает в кресле, резкими движениями перебрасывает листы; парнишка так же болтает ногой, одновременно расшатывая стульчик, на котором не может спокойно усидеть.

Во время разговора с психологом, оказалось, что в детстве у отца в медицинской карточке была запись невропатолога о возросшей нервной возбудимости.

По мнению экспертов, во многих случаях гиперактивность у детей обусловлена генетически. Кстати, в подростковом возрасте и у взрослых подавляющее большинство симптомов болезни за счет лучшего самоконтроля сглаживается.

В некоторых случаях гиперактивность – следствие травм мозга, патологических родов или беременности с осложнениями. Лидия Кулик говорит про не единичные случаи возникновения болезни у детей, рожденных с помощью кесарева сечения.

Кроме того, надо отметить еще один важный фактор возникновения болезни – социально-психологический. Не исключено, что в какой-то степени гиперактивный синдром – это болезнь современного общества, XXI века и ускорения ритма жизни.

Кулик убеждена, что не последнюю роль в его появлении играют компьютер и телевизор, потому что они выплескивая в массы ливни негативной информации, провоцируют агрессию и нервную возбудимость не только у детей, но и у взрослых.

Впрочем, социально-психологический аспект этого заболевания, это прежде всего, влияние семьи. Речь идет не только о неблагополучных семьях, в которых, например, кто-то из родителей страдает алкоголизмом.

Как раз наоборот, ведь лишь наблюдая за ребенком, можно понять об имеющихся у них проблемах. Как нам известно, ребенок, по сути, - зеркальное отражение взаимоотношений между родителями.

Любить = лечить

"Не трогай! Немедленно положи! Когда ты, наконец, будешь, как все дети! Не ребенок, а ужас какой!" – Кричит мать в кабинете невролога на малютку, вырывая у него из рук и возвращая на стол врача куклу, которую ребенок только что взял.

Ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), напряженная и нервная женщина привела на прием с просьбой вылечить. С обычным ребенком, в принципе, не следует обращаться таким образом, а с гиперактивным – особенно.

Эти дети чрезвычайно чувствительны и уязвимы, имеют заниженную самооценку. Любая жесткая критика в их адрес, сравнение с другими детьми, усиливает их неуверенность в себе. Однако родителям проще накричать на ребенка или наказать его, чем проявить терпение, спокойно указав ребенку на его ошибки.

Имея определенный опыт, Лидия Кулик считает, что иногда, глядя на родителей, можно уверенно утверждать, что помощь, во всяком случае, психологическая, нужна именно им, а не детям.

Елена Черепанова, психолог Центра детской и семейной психологии "Я + семья" говорит, что гиперактивность часто встречается у детей из семей, где нет теплых эмоций.

Гиперактивных детей лечат как медикаментами (стимуляторами, амфетаминами), так и с помощью различных психологических методик и упражнений, направленных на воспитание самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, усидчивости и внимания (коррекцию разрабатывают индивидуально).

Для таких деток обязательными являются режим, специальная диета (ограничение в сладостях), для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), игры с водой; спорт; и в целом они требуют особого обращения.

Указанные методы, безусловно, эффективны. Впрочем, помочь ребенку по-настоящему, а не частично снять симптомы болезни можно лишь при условии, что родители желают именно помочь, а не упростить себе жизнь.

Поэтому готовы не только длительное время тратить на занятия, придерживаясь одной линии воспитания, а, также работать над собой: решать собственные психологические проблемы, улучшать микроклимат в семье.

Для начала стоит попробовать принять личность малыша. Пытаться любить его таким, какой он есть, и не стесняясь, проявлять эти чувства. Хотя бы и с помощью "Правила 8-ми объятий", которое предлагает Елена Никитина.

"Обнимайте ребенка НЕ МЕНЕЕ 8 раз в день, чтобы он чувствовал вашу любовь, которая ему очень нужна".

Для любого ребенка это важно, особенно для гиперактивного. Тем более что объятия успокаивают и снимают напряжение. Любовь, по мнению экспертов, - лучшее лекарство.

Статью прислал: laiem


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)
Категория:Взрослые и дети

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавить комментарий

  • Имя Фамилия:
  • E-Mail:
  • Заголовок:
  • Текст (255 символов):

Полезные ссылки:

Рубрикатор книг



telo.by - телесно-ориентированная терапия, энергоинформационная медицина

Методика оздоровления и омоложения Анкхара

Rasstanovki.by - системные расстановки по методу Берта Хеллингера. Семейные, структурные, организационные расстановки.
Рейтинг@Mail.ru