Готов ли Ваш ребёнок к школе?
Начало школьного обучения - один из самых сложных моментов в жизни ребёнка. На сегодняшний день многие родители отправляют своего ребёнка в школу раньше на год, если он, по их мнению, уже готов к ней, т.е. умеет читать, считать и т.д. Основной ошибкой таких родителей является то, что они не учитывают психологическую готовность к школе, ведь школа - это не только новые знания, но и новый коллектив и обязанности, в результате чего около трети детей приходят в школу неподготовленными психологически. В чём же состоит психологическая готовность к школе?
В первую очередь, это интеллектуальная готовность ребёнка. Она выражается не только в умении читать или считать, словарном запасе, которым обладает ребёнок, но и в особенностях его мышления. Дело в том, что для успешной учёбы в школе ребёнок должен обладать достаточно высоким уровнем наглядно-образного мышления (мышление, связанное с оперированием образами предметов и представлениями о них, при этом непосредственная деятельность с этими предметами не требуется) и зачатками логического мышления.
Ещё одним важным условием психологической готовности к школе является личностная готовность ребёнка. Она выражается, прежде всего, в наличии мотивации к учёбе, т.е. ребёнок должен хотеть идти в школу. В школе ребёнок включается в новые социальные отношения, поэтому он должен быть готов к усвоению новых стандартов поведения и социальных норм.
Следующий компонент готовности к школе - социальная готовность. Она затрагивает отношения ребёнка с взрослыми или сверстниками, а также отношение к самому себе. Ребёнку в этом возрасте следует уметь общаться с взрослыми, в том числе и с учителем, учитывая социальные нормы и правила. Дошкольник обязан уметь содержательно общаться со сверстниками, работать в группе, согласовывать свои интересы и желания с ними. Кроме того, желателен адекватный уровень самооценки, т.к. завышенная оценка своих способностей или некритичность к себе и результатам своей деятельности могут существенно помешать учёбе.
Кроме того, очень важна эмоционально-волевая готовность ребёнка. В этом возрасте ребёнок, как правило, уже способен поставить цель, сделать волевое усилие и решить определённую задачу. Более того, он должен понимать, что есть вещи, которые нужно делать, даже, если он не хочет этого. В противном случае, ему вряд ли удастся достигнуть успехов в учёбе.
Отправлять ребёнка в школу раньше или нет - выбор исключительно родителей. Тем не менее, нужно всегда помнить, что ребёнок, в первую очередь, личность, поэтому оценивайте не только его знания, а все компоненты психологической готовности к школе.
Автор: Елена Новицкая
для сайта therapy.by